1 /
Работы преподавателей, выпускников и студентов факультета церковных художеств ПСТГУ представлены на выставке Московского Союза художников на Кузнецком мосту

«Монументальное искусство в православных храмах» – выставка уникальная. Долгие годы Церковь создавала шедевры литургического искусства. Величайшие мастера древности так же, как и наши современники, считали для себя честью поработать для Церкви, проявить те глубокие и таинственные смыслы, которыми наполнена христианская культура. Сейчас, в XXI веке, область церковного искусства по-прежнему является местом притяжения, широким поприщем для творчества художников – не только иконописцев, но и живописцев академической школы.

Выставка произведений мастеров, различных по своему художественному стилю, опыту и видению, является значительным шагом навстречу собеседнику в диалоге светского художественного сообщества и искусства церковного. Впервые Московский Союз художников нашел возможность собрать эти произведения под одной экспозиционной крышей. Неудивительно, что эта выставка явилась итогом многолетнего труда и дискуссий в этой области: работы безусловных авторитетов в иконописи оказались рядом с работами актуальных художников.

В наше время, когда многие художники обращаются к церковной тематике, не имея достаточных знаний, комплексный научно-практический подход преподавателей ПСТГУ к изучению наследия Православной Церкви всегда оказывается надежным ориентиром и незаменимым помощником. Неслучайно значительное место на выставке заняли работы выпускников, преподавателей и студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 30 лет ФЦХ ПСТГУ и его мастерские накапливали знания, обретая опыт творческого осмысления традиционной иконографии на современном уровне и передавая его своим студентам.

Наш факультет предоставил на выставке иконы, мозаики, проекты иконостасов и храмовых росписей, картоны с эскизами уже реализованных проектов и творческие работы, вдохновленные величайшими образцами христианского искусства. Здесь владение мастерством и творческое переживание традиций благоукрашения литургического пространства гармонично сочетается с ответственным вниманием к канонам и догматике Православной Церкви в каждом художественном решении.

Знаменательно, что встречает зрителя на выставке копия-реконструкция фрески Архангела из храма святого Георгия в Старой Ладоге XII века, выполненная знаменитым художником-реставратором Адольфом Николаевичем Овчинниковоым, специалистом, экспертом и исследователем средневековой живописи, учителем, давшим научный и творческий старт для многих сегодняшних метров реставрации и иконописи. Адольф Николаевич застал ладожский храм еще не музеифицированным в 60-е годы XX века. Картон с реконструкцией предоставил Александр Горматюк, ученик А. Н. Овчинникова, художник-реставратор, хранитель иконотеки Адольфа Николаевича, в которой собраны его копии и реконструкции. А. Горматюк рассказал, что «эта выставка знаменательна. На ней представлены практически все события и имена за последние 30 лет. В свое время наши предшественники, учителя испытали настоящие гонения. Про иконы нельзя было говорить. В реставрационном центре Грабаря уборщица, увидевшая, что копируют иконы, могла написать письмо в соответствующие органы. И это было поколение ученых, сумевшее в такое время изучить это искусство, систематизировать свой исследовательский опыт, смогло дать нам все стартовые возможности, научить понимать копию изнутри, исследовать ее. Старую Ладогу Адольф Николаевич скопировал три раза. Первый раз он делал копии утрат, но потом сам возмутился, что больше времени тратит на то, что «делает чуть ли не мушиные засиды, а не саму живопись. И вот тогда у него созрел план делать масштабные копии-реконструкции, то есть последоватьно восстанавить все процессы, творчески соприкоснуться с памятником, а не просто иллюзорно скопировать его».

Генеральный продюсер выставки, художественный руководитель мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов отметил, что организаторы принципиально исключили из отбора картины на религиозную тему. «Здесь только церковное искусство, получившее благословение клира», - рассказал он корреспондентам сайта.

Праздником содружества и преемственности поколений можно без преувеличения назвать открывшуюся выставку. Три поколения художников представили свои работы. Кроме учеников Народного художника России Евгения Максимова – Игоря Самолыго, Светланы Васютиной, Ирины Дворниковой и Ларисы Гачевой - монументалистов мастерской ФЦХ ПСТГУ, на выставке представлены работы таких ярких художников, как Александр Лавданский, Александр Чашкин, Александр Солдатов, Александр Корноухов, Никита Нужный и безвременно ушедший Александр Соколов. Рядом с произведениями метров гармонично соседствуют иконы- дипломные работы студентов факультета церковных художеств ПСТГУ и их преподавателей, руководителей мастерских – Ольги Колокольцовой, Екатерины Шеко и Марии Глебовой.

Оглядывая залы с многогранными талантливыми работами, выполненными в разных техниках, в разнообразной стилистике, понимаешь, что все их авторы, художники, несущие крест и счастье причастности к церковному искусству, едины в главном: они все вдохновлены общим Источником. Выставка, открывшаяся на Кузнецком мосту, подводит итоги, но не заканчивает путь, а показывает, что за поворотом – новая, интересная, трудная и радостная дорога.

Вас могут заинтересовать:

Подписывайтесь на телеграм-канал Абитуриенту ПСТГУ 2022