Единородный Сыне - из нотированного певч. сборника 1558 г. (РНБ, Кир.-Бел. 652-909, л. 248 об.)
Единородный Сыне. XVI в. Псковский мастер.
Стихирарь Дьячье око. Сер. XVII в. РГБ, ф. 379, № 66. Л. 413об.-414. Нотированный праздничный тропарь Рождеству свт. Николая
Иже Херувимы 1570-е гг. Строгановская школа (ГТГ)
Херувимская из нотированного Ирмология XVI в. (РНБ, Солов. 277-289, л. 309)
Рождество Николая Чудотворца. Мастер - Семен Бороздин. 1601 г., из Преображенского собора Сольвычегодска
1 /
Состоялся межфакультетский семинар по вопросам иконописи и церковно-певческого искусства

25.06.2022 исследовательские группы факультета церковных художеств и факультета церковного пения провели в рамках разрабатываемых факультетами тем общий научный семинар, который был посвящен иконописи и церковно-певческому искусству XVI – XVIII веков.

Межкафедральные научные темы ФЦХ и ФЦП: «Проблемы русского искусства Позднего Средневековья и Нового времени» и «Богослужебно-певческая культура Русской Православной Церкви: история, теория, практика». Руководители: кандидат искусствоведения, доцент Ю. Н. Звездина; кандидат искусствоведения, доцент И. П. Шеховцова. Семинар прошел в режиме онлайн, на платформе Google meet, время проведения: 12:30–14:00.

Вниманию слушателей были представлены два доклада. Первый, на тему «Рождество свт. Николая в русском церковном пении и иконописи XVI–XVIII вв.», сделала выпускница факультета церковного пения Софья Мартынова. В истории праздника Рождества свт. Николая автор доклада выделила период XVI – XVIII вв. как отмеченный сугубым литургическим почитанием памяти свт. Николая, что отразилось в житийной литературе и иконописи, а также в гимнографии и церковно-певческом искусстве нескольких традиций – прежде всего, новгородской, московской и вятской.

Второй доклад к. иск. доцента И. П. Шеховцовой раскрыл тему «Русские гимнографические иконы и церковно-певческое искусство во 2-й пол. XVI – нач. XVIII вв.: о некоторых исторических параллелях». Примечательно, что затронутая автором доклада проблема апеллировала и к трудам других исследователей, ранее написанным, но, самое главное, раскрывалась на материале специально собранных И. П. Шеховцовой иконописных произведений, демонстрирующих особые типы иконографии, в основе которых лежат гимнографические тексты, что и позволило автору доклада сделать существенные выводы, например, о сложном композиционном строении этих икон и множественности вариантов воплощения в них отобранных гимнографических текстов – таких как «Единородный Сыне», «Иже Херувимы», «О Тебе радуется» и других.

Проведенное параллельно исследование процессов, происходящих в одно и то же время в иконописи и церковно-певческом искусстве, привело автора доклада к интересным результатам, которые были живо обсуждены в последовавшей за докладом дискуссии.

Вас могут заинтересовать :