1 /
В ПСТГУ прошла научно-практическая конференция факультета церковных художеств «Богословские основы церковного искусства»

В ходе прошедшей 25.05.2022 конференции церковные художники, искусствоведы, священнослужители и богословы поделились своими размышлениями о том, как сохранить богословие Образа в современном мире искусства.

Доклад протоиерея Николая Чернышева, доцента кафедры иконописи ФЦХ ПСТГУ, клирика Никольского храма на Маросейке был посвящен современной ситуации с богословским осмыслением Иконы. «Что есть икона? Чем этот специфический церковный образ отличается от иных изображений и что у них общего?» Отец Николай представил ряд вопросов, касающихся определения статуса иконы, как духовного феномена. Он видит главную проблему в том, что оценка образов, создаваемых в Церкви, происходила в разные периоды истории зачастую спонтанно и формулировки в этой области православного богословия дошли до нас слишком обобщенными, они не касались конкретных особенностей изображения. «Реальность такова, что на многие современные вопросы, неизбежно встающие перед церковными художниками, да и перед духовенством и священноначалием, не существует единых, принятых Церковью, ответов», – пояснил он. Таким образом, ответственность за принятие тех или иных практических решений ложится на художника, который должен находиться на высоте не только профессиональных, но и богословских знаний.

Протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного Совета по Церковному искусству и реставрации РПЦ, настоятель московского храма свт. Климента папы Римского рассказал про свою работу на Украине в Киево-Печерской Лавре (до 2014 года) и обратил внимание на причины, повлекшие изменение стиля храмового убранства на Украине, с постепенным уклонением в народные традиции, к сожалению, далеко не самого высокого уровня. «В наше время особенно важно понять, как изобразительная культурная традиция влияет на самосознание целых народов», – сказал он. Для этого отец Леонид предлагает создать единый богословский, канонический свод для решения тех церковных художественных проблем, которые существуют в современном мире. Надо отметить, что протоиерей Леонид, как председатель Экспертного Совета по Церковному искусству, видел множество создаваемых на всем каноничном пространстве Русской Православной Церкви различных храмовых построек, неоднократно принимая участия в их экспертизе, реставрации или реконструкции.

Иеромонах Кирилл (Зинковский), наместник Николо-Угрешского монастыря, ректор Николо-Угрешской семинарии, говорил о современном модернистском подходе к проблеме написания ликов близких нам по времени святых. Главным для некоторых современных иконописцев становится не синергия с Богом, а выражение своей личности. «Как написать лик, чтобы он был узнаваем, и в то же время соответствовал канонам иконописным?» По его мнению, этому главным образом мешает модернизм, который проникает в сферу церковного искусства, когда художники пытаются как бы пропустить образ иконы через себя, манипулируя такими понятиями, как детскость, открытость, искренность и ссылаясь при этом на слова Евангелия «будьте как дети». В итоге такой художник не замечает, что лик, который у него получился, становится отражением его самого. В православной традиции представление, что художник должен пропустить образ святого «через себя», неправильно. Наоборот, свое «Я» должно максимально уменьшиться. Открытость и непосредственность должна быть в художнике иконописце выражена в готовности принять, а не отдать. «В контексте богословия иконы, разработанной святыми отцами, евангельская детскость, как ее понимают художники иконописцы, – это открытость для внимания голосу Божию, подготовка себя к тому, чтобы слышать не самого себя, а Господа. Это очень сложно, так как в иконописце, который молитвенно изображает икону, должны гармонично сочетаться и страх Божий, и дерзновение», - сказал он.

Текст жития, протограф – важнейшая опора иконописца в осмыслении иконографии образа. Этой теме был посвящен доклад Трофимова Дмитрия Александровича, руководителя художественной мастерской «Царь-град». Он поделился своим опытом создания росписи житийного цикла в храме святых Димитрия и Ефросинии Московских в Тульском Кремле: «Акафист дает возможность сакрального осмысления текста. Образы этого текста я стараюсь вплетать в полотно изображения», – рассказал он. Дмитрий Александрович считает, что прочувствовать психологический момент события, связать весь образ историческими смыслами, показать их духовное взаимодействие через росписи храмового пространства помогают все источники: летописи и жития, гимны и акафисты: «В иконописном языке есть много наречий, но их разность не должна мешать сущности и смыслу».

Алешкова Юлия Борисовна, канд. философии, доцент философско-богословского факультета РПУ им. св. ап. Иоанна Богослова, посвятила свой доклад теме «Критики богословия иконы в современной отечественной религиозной мысли». Отцом Павлом Флоренским уже была задана отправная точка для нормативного отношения к художественному языку церковной живописи, которая сейчас подвергается критике оппонентами Богословия иконы. Единственным на сегодняшний день глубоким исследованием темы является труд Леонида Успенского «Богословие иконы Православной Церкви». Иконоведение здесь поставлено на прочную догматическую основу 7-го Вселенского собора. Но, с другой стороны, проблематика изобразимости Бога, связи образа с Первообразом, противопоставления Ему реальности в изображении природы и личности вызывает сейчас много вопросов и нареканий. Византийское богословие рассматривается Л. Успенским как духовно исторический норматив, а позднее уклонение от него – как выпадение из духовной традиции.

Воронова Ариадна Александровна, канд. искусствоведения, заведующая кафедрой ИТХИ ПСТГУ, рассказала о том, как языческие памятники Греции в эпоху Средневековья стали трансформироваться в христианские храмы. Она привела много исторических примеров спокойного и деликатного использования христианами памятников языческой эпохи в оформлении сакрального пространства для таинств в новой, Христовой Церкви, тогда как в XIX веке тем же памятникам археологи Нового времени возвращали первоначальный вид, убирая все артефакты христианства, как не соответсвующие эпохе создания памятника. «Мы видим, как форма менялась при изменении содержания, а сейчас надо следить – не изменяется ли содержание при изменении формы», – заметил протоиерей Николай Чернышев, комментируя ее доклад.

Доклад Екатерины Дмитриевны Шеко, заведующей кафедрой иконописи ФЦХ ПСТГУ, был посвящен теме Реформации богословия в широком смысле, начиная с эпохи преобразований Петра I. Главным идеологом церковной реформации в России того времени стал архиепископ Феофан Прокопович, по богословской системе которого обучали семинаристов в XVIII веке. Примером богословского осмысления образа на основе этой системы служит иконостас Петропавловского собора Санкт-Петербурга, где открытый алтарь обрамлен широкой золотой аркой с многочисленными декоративными украшениями, а прорезная многофигурная композиция царских врат в этой арке изображает средствами скульптуры открытый алтарь католического храма, с вынесенным вперед престолом с большой женской фигурой на нем. Фигура Спасителя находится сбоку от этого престола и ниже женской фигуры в мандорле. Очевидно, что в данном случае зрителю внушаются совершенно иные представления об основах веры, нежели это было принято в Православной Церкви. Известно, что любые трансформации визуального ряда привлекают внимание и усваиваются гораздо легче, чем текст на бумаге. Этот прием широко используется и современными модернистами в попытках раскачать основы Православной идентичности.

Лариса Георгиевна Гачева, доцент кафедры монументального искусства, руководитель художественных мастерских ПСТГУ, представила доклад о литургической тематике в росписи алтаря. Она, как преподаватель и практик, имеет большой опыт в разработке композиции росписей в современных интерьерах и в исторических храмах. «То, как располагаются росписи в алтаре, какая в них выстроена иерархия, - это во многом богословие, образ в этом пространстве будет богословствовать». Изображения Тайной вечери – самые первые из христианских в катакомбах. Однако в храмах композиция Тайной вечери в алтаре постепенно начинает заменяться композицией причащения апостолов. Богословие образа начинает проявляться с особой силой, например, удвоение образа Христа, напоминающее нам о словах "сие есть Тело Мое" и "сие есть Кровь Моя", указание на Христа как на приносимого и на приносящего одновременно. Фактически в образах алтарной декорации представлено совершение Литургии и на земле, и на Небе. В больших храмах добавляется ярус с композицией «Небесная литургия», показывая тем самым, что Божественная Служба – это выбор всей Церкви, и земной, и небесной.

Вас могут заинтересовать:

Подписывайтесь на телеграм-канал Абитуриенту ПСТГУ 2022