Доклад сотрудника Научного Центра изучения богословия и богословского образования диакона Евгения Лютько «Омонимия «духовное» в русском языке: историко-социальный анализ» был посвящен развитию понятия «духовного» в русских источниках второй половины XVII – начала XIX вв. В современном русском языке существует омонимия понятия «духовного». Основное значение связано с нематериальным. Второе значение может быть названо «архаичным» и сохраняется оно в ряде специфических церковных выражений, например «духовная семинария», «духовник» и т. д.
Имея единый корень, связанный с понятием «дух» – не–материальная субстанция, эти значения постепенно расходятся в процессе лингво-исторического развития. Так в XVIII в. возникает специфическое «институциональное» прочтение «духовного» — «духовный регламент», «духовная консистория», «духовная цензура», «духовная академия» и т.д..
В рамках этого процесса представители церковной иерархии постепенно утрачивает монополию на понятие 'духовного-не-материального’. Этот процесс кульминируется на рубеже XVIII–XIX вв., когда впервые (у И. В. Лопухина) возникает оппозиция между «истинно»–духовными, и «институционально»–духовными, духовными по должности – представителями церковной иерархии.
Примерно с этих пор понятие о «духовном» начинает бытовать в значении, не связанном с церковной иерархией и церковными практиками, и постепенно устанавливаются современные омонимические отношения между двумя значениями понятия «духовного».