Секция «Образ Византии в русской религиозной мысли XIX – XX веков: концепты и дискуссии» (24 ноября 2022 года) под руководством заведующего кафедрой философии и религиоведения К. М. Антонова охватила обширный временной отрезок в истории русской религиозной философии и затронула целую плеяду мыслителей, в чьем творчестве так или иначе фигурировали образы, связанные с Византией.
Сам Константин Михайлович Антонов в докладе «Византийское христианство в дискуссии кн. С. Н. Трубецкого и А. фон Гарнака» представил вниманию участников секции проблему византизма в осмыслении С. Н. Трубецкого, преимущественно с опорой на философскую переписку братьев Трубецких и такие работы С. Н. Трубецкого, как «Учение о Логосе в его истории», «Этика и догматика». В рамках доклада было охарактеризовано восприятие Трубецким А. фон Гарнака и полемика с ним в вопросах о Царстве Божием и о соотношении церковного и догматического.
Артем Павлович Соловьев (КФУ, Казань) в докладе «Византизм как деспотизм формы и условие разнообразия в гептастилизме К. Н. Леонтьева и современном мире» отметил актуальность методологии К. Н. Леонтьева и разработанного им триединого закона развития для анализа общества модерна.
Олег Викторович Марченко (РГГУ, МГК) продемонстрировал, как образы Византии раскрываются через итальянские путешествия Андрея Белого, Владимира Эрна и Павла Муратова (Палермо, Рим и др.). Данный доклад сопровождался богатым иллюстративным материалом, представленные фотографии, сделанные самим докладчиком, позволили участникам конференции погрузиться во времена описываемых в докладе событий и своими глазами увидеть унаследованные итальянским искусством византийские образы.
Рустем Ринатович Вахитов (БашГУ, Уфа) представил ретроспективу образ Византии у эмигрантов-евразийцев 1920-х годов, в докладе были описаны взгляды евразийцев на взаимоотношение России и Византии на примере трудов П. Н. Савицкого (в частности, статьи «Евразийство»), с его критикой европоцентризма и теории прогресса, а также прогнозированием возможных путей развития России. Савицкий, как отметил выступающий, выделяет евразийский характер византийской культуры, сочетавшей начала культур Запада и Востока. Доклад завершился рассмотрением важнейший исторических событий древней, средневековой и нововременной эпох как этапов преобразования евразийского мира.
Дмитрий Сергеевич Бирюков (НИУ ВШЭ, Институт философии и права СО РАН) в докладе «Византия и византизм в русской мысли середины 19 – начала 20 вв.: А. И. Герцен, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. Н. Леонтьев, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев» дал комплексную картину развития образа Византии и понятия византизма в русской философии на примере целого ряда персоналий обозначенного периода, отметил общие и специфические черты отношения к византинизму у вынесенных в заглавие доклада мыслителей. В докладе подчеркивались особенности учений вышеназванных философов о византизме, а также отмечался историко-культурный контекст их появления.
Дарья Александровна Ченцова (ПСТГУ, МГУ) представила две версии понимания исихазма в русской религиозно-философской мысли на примере позиций В. Бибихина и С. Хоружего относительно осмысления византийского исихазме, паламизма и исихастской антропологии, отметив, что Бибихину свойственно подходить к исихазма сквозь призму текстологии, в то время как Хоружему – через призму синергийной антропологии. Докладчик отметил также различия в понимании энергии обоими мыслителями и в понимании назначения исихазма и изучения исихастского наследия.
Наталья Анатольевна Ваганова (ПСТГУ) в рамках доклада «Византийские и поствизантийские иконографические источники в спорах вокруг софиологии (от о. Павла Флоренского к о. Георгию Флоровскому): экскурсы и способы аргументации» поделилась с аудиторией результатами анализа интерпретаций софийной иконографии о. Павлом Флоренским и о. Георгием Флоровским, отметив возможные истоки иконографических изображений, их датировки и образно-символические особенности. В рамках доклада основные аспекты богословско-философского анализа и интерпретации иконографии Софии – Премудрости Божией означенными философами были не только охарактеризованы и проанализированы с опорой на доступные мыслителям источники, но и проиллюстрированы соответствующими иконографическими изображениями.
Протоиерей Максим Приходько (РХГА) подробно раскрыл ранневизантийский идеал христианской монархии согласно Евсевию Кесарийскому, представил отличительные характеристики христианской монархии с опорой на тексты Евсевия, проанализировал идеи теократии Евсевии Кесарийского и Вл. Соловьева с позиций их сравнительного анализа.
Татьяна Николаевна Резвых (ПСТГУ) затронула ранее практически не исследованную никем из отечественных или зарубежных ученых тему образа Византии в работах Семена Франка и представила вниманию коллег оригинальный анализ данного образа, в частности, отметив, что позиция Франка по вопросу византийства наиболее близка идеям Н. А. Бердяева и Г. П. Федотова. Автор доклада привлек к рассмотрению такие работы С. Л. Франка, как «Русское мировоззрение», «Духовные основы общества», «Философия и религия» и «Лев Толстой как мыслитель и художник».