1 /
Научно-практическая конференция «Христианство и педагогика: история и современность» прошла с участием сотрудников Лаборатории
5—6 ноября в Пензе прошла III Международная научно-практическая конференция «Христианство и педагогика: история и современность», организованная Пензенской духовной семинарией. Работа конференции проходила по трем направлениям: История и теория христианской педагогики; Актуальные вопросы современного Пастырского служения; Государственно-конфессиональные отношения в России: исторические и правовые аспект.

5 ноября секцию, посвященную актуальным проблемам пастырского служения, открыл декан богословского факультета ПСТГУ прот. Павел Хондзинский. В своем докладе «Пастырское богословие сегодня: недоумения и проблемы» он продемонстрировал, что сегодня в духовных школах не существует единого подхода к преподаванию пастырского богословия. О. Павел проанализировал исторические причины сложившейся ситуации и выдвинул ряд конкретных предложений по ее исправлению.

Доклад сотрудника ЛИЦИ о. Алексея Чёрного был посвящен исследованию взглядов протопресвитера Александра Шмемана на формирование священника. В качестве основного источника были использованы дневники Шмемана, изданные в России в 2005 году.

Автор показал, что, с точки зрения о. Александра, формирование священника происходит задолго до поступления в семинарию, образуя то, что Шмеман называет «камертон в душе». Ключевыми факторами здесь выступают среда, в которой растет будущий священнослужитель, набор сверх-рациональных образов, вкус к богослужению, позитивный опыт семейной жизни и наличие неформальных «учителей». Наконец, как некий рубеж, подразумевающий все предыдущие, необходим, с одной стороны, сознательный отказ от карьеризма («бегство») и, с другой — решительный и окончательный выбор служения Церкви («возвращение»).

В докладе «Этапы жизни священника: к постановке проблемы» старший научный сотрудник ЛИЦИ прот. Николай Емельянов показал, что в традиционном русском обществе священник рассматривался, как своего рода готовый продукт, сформированный духовным сословием и духовной школой.

В обществе модернизированном, в современной России, пережившей последствия форсированной секуляризации, священник формируется под воздействием самых разных факторов, причем это формирование происходит в течении всей его жизни. На основании полевых исследований современного духовенства в докладе было рассмотрено само понятие «этапа» в процессе пастырского становления священника.

Каким образом можно выделить каждый этап, чем они отличаются друг от друга, как происходит переход от одного этапа к другому? Автор предложил деление жизни священника на 16 этапов, отвечающих его пастырскому становлению от рождения до смерти.

6 ноября состоялось пленарное заседание конференции, на котором о. Николай представил доклад «Пастырская подготовка в перспективе пастырского становления». По мнению автора, в современной системе пастырской подготовки в Русской Православной Церкви при всех ее нюансах сохраняется следующее принципиальное разделение сфер ответственности:

  1. задача священника найти кандидата для обучения в духовной школе;
  2. задача духовной школы подготовить кандидата на рукоположение;
  3. задача епископа оценить готовность кандидата, рукоположить и распределить к месту служения.
Главным недостатком этой схемы является исключенность прихода/общины и духовника из самого процесса подготовки священника. Из первого вытекает проблема «искусственного» распределения кандидата к месту постоянного служения, что может порождать формальное отношение к священнику, как к работнику.

Такая система ставит приход в положение потребителя, а общину в ситуацию угрозы конфликта. В качестве альтернативы докладчик рассмотрел существующий опыт возложения части ответственности в самом процессе пастырской подготовки на приходы\общины, настоятелей и духовников.

Также в докладе была предложена поддержка системы распределения выпускников: адресные приходские практики и подготовка к служению на конкретном приходе, что позволяет будущему священнику сформировать т.н. «горизонтальные связи» в приходе. Наконец, автором предлагается рассматривать в качестве отдельной задачи духовного образования формирование способности к саморефлексии своего пастырского становления, что требует ряда особых условий.