1 /
Сотрудники и преподаватели ПСТГУ выступили на Международной научно-практической конференции в Пензе
5-6 ноября 2019 года в Пензе прошла III Международная научно-практическая конференция «Христианство и педагогика: история и современность», организованная Пензенской духовной семинарией. Преподаватели и сотрудники ПСТГУ выступили на тематических секциях конференции.

Международная научно-практическая конференция «Христианство и педагогика: история и современность» организуется Пензенской духовной семинарией с 2017 г. Мероприятие является площадкой для обмена опытом в области теологии, педагогики, психологии, истории, культурологии, филологии, религиоведения, искусствоведения, философии, этнографии и социальной работы. Участие в работе принимают исследователи регионов России, Белоруссии, Греции, Латвии, Финляндии, Испании, Австралии и других стран.

Работа конференции проходила два дня по трем направлениям:
  • история и теория христианской педагогики;
  • актуальные вопросы современного пастырского служения;
  • государственно-конфессиональные отношения в России: исторические и правовые аспекты.
Преподаватели и сотрудники ПСТГУ приняли участие в работе секций, посвященных проблемам пастырского служения и христианской педагогики.

5 ноября секцию, посвященную актуальным проблемам пастырского служения, открыл один из модераторов, декан богословского факультета ПСТГУ, доктор богословия протоиерей Павел Хондзинский. В своем докладе "Пастырское богословие сегодня: недоумения и проблемы" он продемонстрировал, что сегодня в духовных школах не существует единого подхода к преподаванию пастырского богословия. Отец Павел проанализировал исторические причины сложившейся ситуации и выдвинул ряд конкретных предложений по ее исправлению.

Старший преподаватель ПСТГУ, кандидат богословия иерей Алексей Черный выступил с докладом о взглядах протопресвитера Александра Шмемана на формирование священника. В качестве основного источника автор использовал дневники отца Александра, изданные в России в 2005 году. На их основе автор показал, что, с точки зрения о. Александра, формирование священника, а именно то, что Шмеман называет «камертоном в душе», происходит задолго до поступления в семинарию. Ключевыми факторами здесь выступают среда, в которой растет будущий священнослужитель, набор сверхрациональных образов, вкус к богослужению, позитивный опыт семейной жизни и наличие неформальных «учителей».

Наконец, как некий рубеж, подразумевающий все предыдущие, необходим, с одной стороны, сознательный отказ от карьеризма («бегство») и, с другой – решительный и окончательный выбор служения Церкви («возвращение»).

Проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского Богословского Института при ПСТГУ, кандидат философских наук протоиерей Николай Емельянов в своем докладе «Этапы жизни священника: к постановке проблемы» показал, что в традиционном русском обществе священник рассматривался как продукт, сформированный духовным сословием и духовной школой. В обществе модернизированном, в современной России, пережившей последствия форсированной секуляризации, священник формируется под воздействием самых разных факторов, причем это формирование происходит в течении всей его жизни.

В докладе, основанном на полевых исследованиях современного духовенства, было рассмотрено само понятие «этап» в процессе пастырского становления священника. Каким образом можно выделить каждый этап, чем они отличаются друг от друга, как происходит переход от одного этапа к другому? Автор предложил деление жизни священника на 16 этапов, отвечающих его пастырскому становлению, от рождения до смерти.

В продолжение этой темы 6 ноябряна пленарном заседании конференции протоиерей Николай Емельянов представил доклад «Пастырская подготовка в перспективе пастырского становления». По мнению автора, в современной системе пастырской подготовки в Русской Православной Церкви, при всех ее нюансах, сохраняется следующее принципиальное разделение сфер ответственности:
  1. задача священника найти кандидата для обучения в духовной школе;
  2. задача духовной школы подготовить кандидата на рукоположение;
  3. задача епископа оценить готовность кандидата, рукоположить и распределить к месту служения.
Главным недостатком этой схемы является исключенность прихода/общины и духовника из самого процесса подготовки священника. Из первого вытекает проблема «искусственного» распределения кандидата к месту постоянного служения, что может порождать формальное отношение к священнику как к работнику. Наконец, такая система ставит приход в положение потребителя, а общину — в ситуацию угрозы конфликта. В качестве альтернативы докладчик рассмотрел существующий опыт возложения части ответственности в самом процессе пастырской подготовки на приходыобщины, настоятелей и духовников.

Также в докладе была предложена поддержка системы распределения выпускников: адресные приходские практики и подготовка к служению на конкретном приходе, что позволяет будущему священнику сформировать, так называемые «горизонтальные связи» в приходе. Наконец, автором предлагается рассматривать в качестве отдельной задачи духовного образования формирование способности к саморефлексии своего пастырского становления, что требует ряда особых условий.

5 ноября уже в рамках секции «История и теория христианской педагогики» деканом педагогического факультета ПСТГУ, доктором педагогических наук, профессором Татьяной Владимировной Скляровой был проведен Круглый стол «Воспитание и наказание: традиции и современные проблемы», на котором обсуждались современные юридические основания семейного и социального воспитания подрастающего поколения.

Ведущие докладчики сформулировали ключевые проблемы, требующие междисциплинарных подходов и совместной деятельности специалистов в области юриспруденции, педагогики, психологии и социальной работы. С докладом «Юридические основания семейного воспитания: российская и зарубежная практика» выступила адвокат по семейным делам, аспирант ПСТГУ Елена Романовна Куприянова.

Модераторами дискуссии, среди которых была заведующая отделением социальной работы педагогического факультете ПСТГУ Ирина Вячеславовна Соловьева, были определены актуальные направления развития исследований и профессионального образования специалистов для социальной сферы (педагогов, психологов, юристов, социальных работников) с целью решения поставленных задач.

Вторая часть работы педагогической секции была посвящена обсуждению проблем духовного просвещения в связи с развитием коммуникативных технологий и современных практик общения. Профессор кафедры теории и истории литературы ПСТГУ, доктор филологических наук, Олег Николаевич Скляров выступил с докладом «Роль коммуникативных стратегий в духовном просвещении: современные практики». Организованная после доклада дискуссия была нацелена на определение плодотворных для духовного просвещения коммуникативных стратегий.

В работе конференции также приняла участие начальник Отдела лицензирования и аккредитации учебно-методического управления ПСТГУ М. Е. Лифанова.

Фотографии взяты с сайта Пензенской духовной семинарии.