В ПСТГУ открылась выставка древних предметов церковного обихода Эфиопии

На африканском континенте около пятидесяти стран, из которых особой культурой отличается Эфиопия: это одна из древнейших цивилизаций мира и единственная из африканских стран, которую не колонизировали (не считая краткого периода итальянской оккупации). Путешественник и коллекционер Андрей Юрьевич Ситников приоткрыл слушателям этнографию Африки.

Он рассказал, что около 1304 г. был написан трактат «Кебра Негаст», или «Книга о Славе Царей», который лег в основание национальной идентичности эфиопов. Так, например, считается, что эфиопская история восходит к царю Соломону и царице Савской. Есть также претензия на наличие на территории Эфиопии Ковчега Завета; говорится, будто солнце, посветив над Иудеей, перешло в эту страну.

Коллекция на выставке в читальном зале богословского факультета ПСТГУ состояла из нескольких разделов. В одной части были представлены нательные кресты, типологизирующиеся по регионам. В Эфиопии существует около 300–400 различных видов нательных крестов, а сам он насчитал 254.

Экспонировались также изображения и небольшие изваяния святых эфиопской церкви, посохи, процессионные кресты, предметы обихода — потиры, лжица XVII в., чере (с помощью него на долгих службах отгоняют мух — внешне походит на кропило). Чере обычно делается из конского волоса, но на выставке был представлен инструмент из гривы льва.

Помимо икон, пособий по экзорцизму и молитвословов с небольшими переносными алтарями были представлены красочные обереги и предметы эфиопской магии.

Коллекционер рассказал о дептерах: это миряне, окончившие высшие образовательные заведения, но которые не были посвящены в священники. Они имели познания в области медицины и были для народа учителями, хотя их и боялись. Известно высказывание: «Худшее из животных — это скорпион, а худший из людей — это дептера».

Другая часть эфиопской религиозной утвари — табот. Это маленькая копия Ковчега Завета, которая находится на алтаре или под ним в знак связи и символического единства между храмом Соломона и каждым храмом Эфиопии. Табот хранится на алтаре или на специальной подставке в святая святых и всегда завернут в ризу. Во время Литургии табот разворачивается и на него устанавливают поднос с просфорами, чашу с вином. Одним из экспонатов выставки, собственно, была риза для табота.

Систр — еще один непривычный предмет церковного обихода в Эфиопии. Это музыкальный инструмент, который состоит из продолговатой металлической пластины с ручкой и двумя прутьями, на которые нанизаны маленькие тарелочки или колокольчики. Прутья символизируют единство Ветхого и Нового Заветов. На выставке представлен был систр XX века.

Примечательно, что примерно с VI века до нынешних времен обиход эфиопского богослужения мало в чем изменился. Интересно также, что в Эфиопии любой прихожанин, осознавая степень собственных проступков, сам определяет то, в каком отдалении от храма ему следует держаться во время службы. А для людей, которые находятся лишь у подножия горы, при помощи трубы издается звук, который приобщает и их к общей молитве. Существует 21 вариация постоянно действующих анафор эфиопской Литургии (в XIX в. было до 28). Понедельник, среда, пятница на каждой неделе — постные дни.

Уже после лекции в личной беседе Андрей Юрьевич порекомендовал студентам посещать «Музей русской иконы». Зашла также речь о злаке тэф, являющемся основной зерновой культурой в Эфиопии, из которого готовят лепешки ынджера. Это популярный постный продукт у эфиопов-христиан, у которых в году до 200 постных дней, — широкие блины в мелкую дырочку, традиционно заправляющиеся острым соусом и овощами. По словам Андрея Юрьевича и с подтверждения отца Олега Давыденкова, тэф уникален собственными полезными свойствами. В нем содержится в 2–4 раза больше железа, чем в зернах пшеницы. А ынджера пользуется популярностью не только в Эфиопии — теперь она широко распространена и в Европе. Ее также подают монахам в монастырях Эфиопии: это питательная пища на целый день.

Затем заведующая отделом декоративно-прикладного искусства музея имени Андрея Рублёва, кандидат искусствоведения Светлана Витальевна Гнутова продемонстрировала разнообразие русских святынь. Светлана Витальевна показала студентам презентацию российских почитаемых крестов и подарила читальному залу богословского факультета собственную книгу, по которой можно лучше познакомиться с представленными экспонатами.

В конце мероприятия лекторам вручили благодарственные письма от Ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьёва.