В монастыре Дуга в Черногории
Монастырь Милешева
В монастыре Црна Река
Монастырь Студеница
Храм апостола и евангелиста Марка
Монастырь Георгиевы Столпы
Монастырь Острог
Монастырь Сопочаны
Памятник Царю Николаю II
У мощей князя Лазаря
Фреска Белый Ангел
Храм апостола Петра (VIII в.)
Храм святого Саввы
Цетинский монастырь
1 /
«При последнем контроле в аэропорту Николы Теслы нас хотели пропустить без досмотра, едва услышав русскую речь»
Рассказ Анастасии Кобелевой о летней практике в Сербии и Черногории.

Наша поездка длилась всего десять дней, но сложилось такое впечатление, что мы провели в Сербии целый месяц. Каждый день был таким активным и насыщенным, словно вмещал в себя три дня. Мы знакомились с историей и культурой Сербии, погружаясь в глубины веков.

Сербские братья встречали нас очень тепло и радушно. При последнем контроле в аэропорту Николы Теслы нас хотели пропустить без досмотра, едва услышав русскую речь. На улицах, узнавая в нас русских, местные жители улыбались и всячески старались помочь.

В первый день у нас было запланировано краткое посещение Белграда. Мы побывали в величественном храме святого апостола и евангелиста Марка, где почивают мощи царя Душана, именуемого Сильным, – знаменитого сербского правителя из славной династии Неманичей, при котором Сербия достигла своего наибольшего расцвета.

Царь Душан объединил большинство земель Балканского полуострова и создал поистине сильное государство. Также он был первым, кто кодифицировал сербские законы и издал свой «Законник», который был строгим, но справедливым, так как царь был суров прежде всего к самому себе, дабы не человеческая воля вершилась на земле, но воля Божия. При царе Душане сербское войско было самым мощным и многочисленным. Сам царь был исполинского роста (более двух метров), и все его воины были ему под стать.

Затем нам удалось заглянуть в самый большой в Европе православный храм – храм святого Саввы, народного просветителя и первого сербского архиепископа, основателя независимой Сербской Церкви (1219). Храм воздвигнут на месте сожжения мощей святителя нечестивыми турками в 1594 г.

Фреска с изображением этого события является одним из наиболее распространенных сюжетов в храмах по всей Сербии, наряду с примирением святым Саввой родных братьев Вукана и Стефана, а также с коронацией младшего брата, вошедшего в историю как Стефан Первовенчанный. Можно заметить, что для сербской монументальной росписи характерной чертой является воссоздание на сводах храмов событий не только Священного Писания, но и национальной истории как продолжения истории новозаветной.

Первые три дня мы жили при монастыре Великая Ремета, откуда выезжали для посещения святынь, расположенных поблизости. Побывали мы и в городе Нови Сад, по праву именуемом «сербскими Афинами», благодаря расположенной здесь Матице Сербской – важного центра культуры и просвещения сербского народа на протяжении уже почти двухсот лет.

Матица – старейшая организация для сохранения и укрепления сербского национального самосознания на территории Империи Габсбургов, перенесенная в Нови Сад из Пешта в 1864 г. Как и многие другие славянские Матицы, она была создана в эпоху романтизма с целью защиты сербского национального естества и православной веры от опасности окатоличивания и утраты народной самобытности, а также для развития и укрепления общеславянского единства и братства.

Важная сторона работы Матицы – активная издательская деятельность, которая не прекращается и по сей день. Гордостью ее, например, является подробный биографический словарь-справочник сербского народа (на данный момент выпущено уже семь томов, последний из них доведен до середины алфавита).

Кроме значимых культурных и исторических мест мы регулярно посещали богослужения. Оказавшись на службе в монастыре Великая Ремета, я почувствовала себя почти как дома. Сербы часто служат на знакомом нам церковнославянском языке, русском его изводе, поэтому смысл службы не ускользает. Но вот что касается певческого исполнения, то тут уже всё по-другому.

Поначалу было очень непривычно слушать, как поются молитвы. И несмотря на то, что довольно часто все молящиеся подпевали, нам не удавалось уловить эти тонические переходы, но, немного привыкнув, я осознала и достоинства такого бесхитростного, на первый взгляд, исполнения. Стоит на клиросе одна монахиня и поет, но не просто поет, а молится. Не думает о чистоте извлекаемого звука, а возносит к Богу свою мольбу.

После службы нас приглашали присоединиться к монастырской трапезе, на которой говорил слово архимандрит и игумен монастыря старец отец Стефан (Вучкович). Он говорил о необходимости деятельного Православия. О том, что самым страшным пороком является лень и безделье. О том, что спасаться нужно через семью, рожая больше детей и воспитывая их в духе Истины.

Вообще стоит упомянуть, что активное, деятельное, волевое начало органично присуще сербской традиции. К такому человеку, как отец Стефан невозможно не прислушаться, он говорит тихо, но так вдумчиво, что каждое слово оставляет глубокий след в душе.

Один из дней у нас был посвящен паломничеству по монастырям Фрушской горы. Когда-то их насчитывалось здесь около тридцати, на данный момент сохранившихся и действующих осталось около семнадцати.

Сначала мы посетили Крушедольскую обитель – место, тесно связанное с семьей Бранковичей. Здесь покоятся мощи известной сербской святой – преподобной матери Ангелины Бранкович. Любопытно, что в сербской традиции к именам только трех женщин добавляется слово «мать». И преподобная Ангелина одна из них (наряду с матерью героев Косовской битвы девяти братьев Юговичей, а также Ефросимы – матери Королевича Марко).

Преподобная мать Ангелина несла тяжелый крест искупления предательства Вука Бранковича, из рода которого происходил ее супруг, и в тяжелое для страны время турецкого ига, пережив мужа и своих сыновей, активно занималась благотворительностью и храмоздательством. Оба ее сына много послужили Сербской Церкви и народу и были причислены к лику святых.

Пример ее мужества и верности православной вере и своему народу и сейчас вдохновляет не только сербов, но и русских. Интересным фактом является и то, что имя Ангелина встречается нередко, но вот в святцах оно принадлежит только одной святой, а именно преподобной Ангелине Бранкович. Значит, если крестят новую христианку с этим именем, то небесной покровительницей становится именно эта сербская святая.

Главной особенностью монастыря Гргетег, который мы посетили после Крушедола, является то, что, как и на Афоне, игумения в нем Сама Божия Матерь. С этим связана очень интересная история, которая берет свое начало с сербского афонского монастыря Хиландар и имеет непосредственное отношение к личности святителя Саввы. Богу было угодно, чтобы здесь, на Фрушской горе, находился список с чудотворной иконы Божией Матери Троеручица, у которой насельники обители ежедневно берут благословение на добрые дела.

Также мы посетили монастыри Ново Хопово и Врдник, называемый еще Новой, или Сремской Раваницей в связи с тем, что здесь находится часть мощей святого благоверного князя Лазаря, который, благодаря битве на Косовом поле (1389) и своему судьбоносному выбору в пользу Царства Небесного, стал одной из ключевых личностей сербской истории.

Показательно, однако, что, избрав для себя и своего народа Царство Небесное, он вместе с тем не остался равнодушным к судьбе своего земного Отечества и сразился с турками за православную веру и по сути за всю христианскую Европу. Не случайно, Сербию называют западным форпостом Православия и славянства. Большая надежда и для русского народа в том, что щитом ему является небольшая (по сравнению с Россией), но сильная и стойкая Сербия, которая не раз уже принимала на себя удар нашего общего врага.

Мы все с большим благоговением приложились к мощам святого князя Лазаря, после чего перед кивотом прозвучало русское величание и известная сербская песня о Косовом поле в очень душевном исполнении нашей замечательной проводницы Душицы. Особое место в сербской истории уже XX столетия занимает святой, известный во всем православном мире, особенно славянском, личность поистине мирового масштаба, святитель Николай (Велимирович).

Мы побывали в его родном селе Лелич и в храме, где покоятся его честные мощи. Случилось даже так, что, когда мы зашли в храм, кивот как раз открыли для поклонения, что бывает не каждый раз. Но нам удалось приложиться и помолиться. В дороге с нами часто случались такие чудеса, будто сами святые покровительствовали нашей поездке.

Следующим пунктом назначения стал монастырь Жича, или семивратная Жича, как иногда именуют эту обитель. Она тоже произвела на нас сильное впечатление. Здесь в средние века короновались сербские короли и проходила хиротония епископов. Семь врат указывают на то, что там были венчаны семь правителей, каждый из которых въезжал в монастырь через новые врата.

Здание выстроено из красного камня, что напоминает царскую порфиру и символизирует его величественное предназначение. Подобного же багряного цвета и Печская Патриархия на Косове, которая остается духовным центром сербства и главной резиденцией Сербского Патриарха.

Каждое новое место в Сербии открывало нам определенную страницу славной сербской истории, которая не умерла для сербов, но живет глубоко в них. Сербские монастыри и подвизающиеся в них монахи – удивительный кладезь не просто знаний, а живого представления о своем историческом прошлом, к которому они относятся трепетно и благоговейно. Они мыслят себя как продолжение этой истории, ее непосредственные участники, поэтому так сильно переживаешь все, что узнаешь от них.

Некоторые монастыри нам приходилось посещать лишь обзорно, но я благодарна даже за эти краткие моменты, в которые уместилась возможность прикоснуться к истории и традиции такого близкого и родственного для русского человека народа.

Так, мы побывали в знаменитом монастыре Студеница, задушбине самого Стефана Немани, основателя святородной сербской средневековой династии Неманичей. Здесь покоятся мощи его супруги Анастасии и среднего сына, сербского короля Стефана Первовенчанного, а также мощи самого Стефана Немани (преподобного Симеона Мироточивого), но они пребывают под спудом.

В тот же день мы посетили удивительный храм святого апостола Петра IX века, воздвигнутый на фундаменте раннехристианской базилики VI века, с круговыми фундаментом и галереей и с сохранившейся купелью, в которой крестился Савва Сербский! Затем Георгиевы Столпы – место, неподалеку от которого родился святой Савва.

Стефан Неманя в благодарность за освобождение из плена своих братьев, которые не понимали его стремления создать единую мощную державу, воздвиг этот монастырь на месте потухшего вулкана, который был виден из места его заточения. Там мы познакомились с игуменом обители – гостеприимным отцом Герасимом, который настоятельно велел нам отправиться в монастырь Црна Река (Черная Река), связанный с именами преподобного Петра Коришского (XIII в.), мощи которого почивают в монастыре, и новомученика Харитона Косовского (1999), похороненного здесь.

Монастырь построен прямо в скале, к которой ведет узенький мостик. Всюду тишина и умиротворение, шуметь там просто невозможно. Удивительное по красоте и целебной силе место, которое известно множественными случаями исцелений.

Одним из ценнейших культурных объектов по части храмовой живописи является монастырь Сопочаны, где сохранились фрески самых ранних периодов. Один из частых, наиболее распространенных и повторяющихся сюжетов сербских церквей — это Успение Пресвятой Богородицы. Именно на этом изображении можно проследить различные тонкости и нюансы, характерные для разных мастеров и времени написания композиции.

Таким образом, многие сербские монастыри оказываются связанными общей ниточкой храмового искусства. Продвигаясь на юг, к центру Сербии, мы заметили, как холмы постепенно превращаются в горы. И чем ближе к границе, тем они выше и каменистее. После ночевки в Куманице, небольшом монастыре в паре километров от границы с Черногорией, мы, пройдя пограничный контроль, ехали уже по дорогам, все выше поднимающимся в горы.

Еще в Куманице нас встретил известный современный сербский поэт из рода Радовичей – Ранко Радович. Именно ему принадлежит прекрасный перевод на сербский язык стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Он пригласил нас на празднование Крестной славы многочисленной семьи Радовичей, куда мы и поехали на следующий день.

Каждая сербская семья отмечает праздник Крестной славы – день памяти того святого, в честь которого в старину крестилась та или иная сербская семья. В этот день собираются все члены большой семьи, многие из которых приезжают из дальних уголков страны. В связи с этим празднование Крестной славы может длиться не один день. Мы попали на второй.

Службу с крестным ходом возглавлял митрополит Амфилохий (Радович). Мы присоединились к обряду освящения славского хлеба, который вращают подобно движению солнца, и все кладут впереди стоящему правую руку на плечо, что символизирует расходящиеся от солнца лучи.

На празднике собралось очень много людей, для всех были расставлены столы. Мы услышали исполнение традиционных песнопений и даже игру на народном инструменте – однострунных гуслях. Но самым ценным подарком стала возможность взять благословение у владыки Амфилохия, который является поистине подлинным столпом не только Сербской Церкви, но и вселенского Православия.

Черногорию часто называют «Сербской Спартой», так как она никогда не была пленена турками и всегда давала отпор внешнему врагу. И по сей день это очень духовно сильная страна, во многом благодаря трудам владыки Амфилохия.

Нам удалось побывать в ризнице Цетинского монастыря, который является центром православной Черногории. Ризница – это музей, в котором хранится собрание рукописных и печатных книг за несколько столетий. Также в нем можно увидеть епитрахиль святого Саввы, облачения черногорских митрополитов и подарки русских императоров.

Довелось нам совершить и прогулки к побережью Адриатического моря. Несколько дней мы прожили в монастыре Подмаине, откуда выбирались на пляж.

Но жемчужиной нашего путешествия в Черногорию стало посещение монастыря Острог, расположенного в горах и построенного прямо в скале. Многие тысячи паломников идут к нему пешком, вверх по крутой каменной лестнице длиной в несколько километров. Кто-то даже идет босиком по острым камням, неся обувь в руке, либо пребывая в молитве и прося о чем-то, либо уже в благодарность тому, чьи мощи покоятся в этом монастыре, – святителю и чудотворцу Василию, основавшему эту обитель.

Святитель Василий прославлен многими чудесами, свершившимися по его молитве как при жизни, так и после праведной кончины. В период своего архипастырского служения святитель прославился особой ревностью о чистоте православной веры и всемерно боролся против окатоличивания сербов Герцеговины. Со всех концов мира люди едут в монастырь Острог, чтобы поклониться его мощам.

Очень символичным событием стало то, что по возвращении в Сербию последним святым местом, которое мы посетили, был монастырь Милешева (XIII в.), на стене которого запечатлена всемирно известная фреска Белый Ангел, ставшая духовным символом братской Сербии. Это олицетворение мира и Божией правды, которое никого не может оставить равнодушным.

Взгляд Ангела, чудом уцелевший от турок, имевших обыкновение если не полностью уничтожать изображение, то выцарапывать ему глаза, смотрит на тебя, в какую часть храма бы ты ни пошел.


Существует даже мнение, что турки просто не посмели прикоснуться к нему. А при входе в храм можно найти фреску святого Саввы с чертами, приближенными к тому, как святитель выглядел при жизни. Копию этого изображения мы видели в зале заседаний Матицы Сербской. Именно в этом монастыре почивали честные мощи святителя Саввы до того, как были сожжены турками на Врачаре.

Наше путешествие хоть и было очень насыщенным и содержательным, но все же пролетело слишком быстро. Хочется выразить огромную сердечную благодарность Елене Аркадьевне Осиповой, нашему преподавателю сербского языка, которая организовала эту поездку, мужественно преодолевая различные трудности, возникающие на нашем пути.

Большое спасибо гостеприимным сербским батюшкам, удивительным пастырям и настоящим патриотам своего славянского Отечества – архимандриту Стефану из Великой Реметы, отцу Герасиму из монастыря Георгиевы Столпы, отцу Николаю из Куманицы и многим другим, кто проводил нам экскурсии и просто был рад помочь и пообщаться. Отдельное спасибо матушке Алексии, которая дважды как родных принимала нас в монастыре Дуга Морачка в Черногории.

И, конечно же, спасибо Ранко Радовичу, который оказал нам честь, пригласив на семейный праздник. Также выражаем огромную благодарность за его подарки, а именно три двуязычные книги его стихов в переводе известного современного сербиста Ильи Михайловича Числова.

Надо сказать, что поэзия Ранко Радовича слишком глубока для того, чтобы неподготовленному человеку понять ее с первого раза. В каждую строку нужно особенно вчитываться и осознавать, что за ней стоит большое культурное наследие, без знания которого понять заложенные в стихах смыслы будет не так просто.

И тем не менее погружение в эти стихи не оставляет равнодушным, на них откликается сердце. Для русского человека этому во многом способствует изумительный перевод И. М. Числова, который смог передать красоту сербского слова на русском языке.

В заключение мне бы хотелось привести строки из 14 песни поэмы «Страхор», которая называется «Возглас

Злой властию завороженный,
Ищу Тебя, Смысл воплощенный,
Заблудших к спасенью ведущий!

Во Царстве Своем помяни мя,
Да будет Твой глас – над другими.
Се Бог наш!... Во Славе Грядущий…

В этих словах будто концентрируется все то, что мы смогли увидеть в Сербии, – стране, к которой хочется тянуться именно в поисках Высшей правды.

Кобелева Анастасия, 4 курс, филологический факультет ПСТГУ