1 /
Доцент С. А. Чурсанов принял участие в конференции по церковному социальному служению и православной психологии

С 4 по 6 февраля 2020 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялась VI Всероссийская конференция «Святитель Феофан Затворник — основатель православной психологии», в работе которой принял участие доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ Сергей Анатольевич Чурсанов.

Форум был организован Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии и Епархиальным Обществом православных психологов Санкт-Петербурга.

В докладе «Теологические концепты “личность” и “межличностные отношения” как онтологическое основание современной православной богословской антропологии» С. А. Чурсанов, исходя из православного тро́ичного богословия и христологии, а также из христианского понимания человека как образа Божия, представил вниманию участников богословский антропологический фундамент для построения частных антропологических моделей в православной теоретической психологии и психотерапии.


Опираясь на труды протоиерея Георгия Флоровского, В. Н. Лосского, схиархимандрита Софрония (Сахарова), протопресвитера Иоанна Мейендорфа и митрополита Иоанна (Зизиуласа), он показал, что в богословском понимании личность обладает высшим онтологическим статусом, несводима к природе и невыразима в природных характеристиках, актуализируется в личностных отношениях, свободна и ответственна, уникальна, целостностна, открыта и способна к творчеству. В качестве богословских принципов совершенного межличностного общения С. А. Чурсанов выделил единство в различии, личностную конституированность, тройственную личностную соотнесенность, всеохватность и свободное дарение.


В ходе обсуждения доклада, остановившись на проблеме богословского понимания сущности пантеизма как одного из типичных направлений искажения христианского восприятия человека и межчеловеческих отношений, С. А. Чурсанов обратил внимание на богословский потенциал определения, предложенного протоиереем Георгием Флоровским: «…существо пантеизма — в утверждении неразрывной и необходимой связанности Бога и мира, и притом связанности двусторонней, обоюдной» (Флоровский Г., прот. Спор о немецком идеализме // Путь. 1930. № 25. С. 59).

На круглом столе, посвященном богословским и психологическим аспектам православного понимания человеческой личности, С. А. Чурсанов отметил, что даже столь совершенное качество человека как субъективность внутреннего мира, строго говоря, принадлежит человеческой природе и поэтому не может отождествляться с личностью. Аргументируя этот вывод, он указал на тот факт, что в церковном сознании святость человека, означающая полноту актуализации его личности, не связывается с полнотой его субъективности. При этом в православных психологии, педагогике и социальном служении богословский вывод о несводимости личности к субъективности позволяет утверждать полноту личностного достоинства людей с нарушениями субъективного восприятия и переживания реальности.