1 /
Мария Смирнова: Факультет церковного пения прежде всего интересен своими людьми – профессионалами высокого уровня

Воспоминаниями об учебе и о преподавателях ПСТГУ делится Мария Владимировна Смирнова — выпускница факультета церковного пения 2012 года.

Жизнь Марии Смирновой с детства была связана с музыкой: пение в детском хоре города Владимира, учеба во Владимирском областном музыкальном колледже им. А. П. Бородина по направлению «Хоровое дирижирование», в Московском государственном институте культуры по специальности «дирижер хора». Казалось бы, на этом можно и остановиться, если бы не «случай», который во многом определил дальнейшую жизнь.

Однажды Мария с подругой Галиной поехали на Соловки. Подруга бывала там не раз и окормлялась у иеромонаха Зосимы. Неожиданно отец Зосима благословил Галину поступать в ПСТГУ, на факультет церковного пения, а она спросила, можно ли ей поступать вместе с Марией (которой рядом не было), чтобы было не так страшно. Отец Зосима благословил, и так Мария, сама того не предполагая, получила «путевку» на факультет церковного пения.

«Регент отличается от дирижера, как небо от земли», — отвечает Мария на вопрос, чем отличается обучение на регента в ПСТГУ от обучения на дирижера в государственном институте культуры. Дирижер управляет известным ему коллективом, который в течение долгого времени на репетициях готовит концертную программу. Дирижер профессионального академический хора на концерте не должен следить за чистотой и стройностью пения. Он творит, создает произведение целиком, его задача, чтобы музыка захватила слушателя и пробудила в нем прекрасное чувство.

У регента задача совсем другая: главное, чтобы человек в храме молился, не отвлекаясь красотой пения, не думая о том, как звучат сопрано, тенор или прекрасное соло – такого на службе быть не должно. Церковный хор должен помогать человеку в его обращении к Богу, должен донести до человека слова молитвы, а не свой голос или красоту музыки. Студенты факультета церковного пения обучаются руководить и церковным хором, и академическим – это два разных предмета со своими целями, задачами, программой.

Оглядываясь назад, Мария считает, что абитуриенты и даже студенты первых курсов не сразу понимают ценность того, что получают в процессе обучения в университете. Это понимание приходит лишь с годами и после выпуска. По ее мнению, факультет дает качественное музыкальное образование, перспективу и возможности для дальнейшего саморазвития, работы по профессии, для служения Церкви своим музыкальным талантом.

Действительно, больше шансов поступить в ПСТГУ, чем в консерваторию, но учиться в Свято-Тихоновском университете ничуть не легче: очень серьезные требования, строгие преподаватели, много индивидуальных занятий — дирижирование, вокал, постановка голоса, чтение хоровых партитур, фортепьяно. Все эти дисциплины есть в любом музыкальном институте, в ПСТГУ же особенно ценны регентские предметы и богословские. «Ко времени поступления в ПТСГУ я уже преподавала в музыкальной школе, вела хор и работала концертмейстером. Но свое истинное место я обрела только на клиросе в храме. Я иду петь на службу с большим желанием, ощущая себя частью духовной семьи моего прихода».

«Факультет церковного пения прежде всего интересен своими людьми – профессионалами высокого уровня, — рассказывает Мария. — У нас преподавал, например, Андрей Николаевич Мясоедов (ныне покойный), музыковед, кандидат искусствоведения и профессор кафедры теории музыки Московской консерватории. Сейчас на факультете работают Николай Николаевич Садиков, хормейстер Государственного Академического Большого театра с 1978 по 2001г.; Владимир Константинович Любарский, хормейстер Академического Большого хора Российского музыкального телерадиоцентра с 1989 по 2011г.; Александр Борисович Критский, в настоящее время являющийся хормейстером Государственного Академического Большого театра».

Мария отмечает, что преподаватели факультета не стоят на месте, постоянно развиваются, обучаются и приводит в пример заведующую кафедрой регентования Татьяну Ивановну Королеву: «Это удивительный человек! Она досконально изучает греческий и церковнославянский языки, чтобы знать, почему в песнопении слово переведено или употребляется именно так. Она изучает духовную культуру разных народов, посещает репетиции хоровых коллективов, чтобы узнавать новые приемы работы с хором. А еще Татьяна Ивановна глубоко изучает древнерусский знаменный распев, русское средневековое богослужение, чтобы понимать, как оно менялось, каким стало в XX веке и почему».

«Думаю, что на факультет церковного пения поступают в основном для того, чтобы получить хорошее образование, — делится своим мнением Мария Смирнова. – А уже в процессе учебы приходит желание послужить Церкви».