1 /
На кафедре философии и религиоведения прошел круглый стол, посвященный Семену Франку
PDF версия

15 февраля 2021 года состоялся круглый стол «С. Л. Франк и его окружение в 1911 – 1916-х гг.: философские идеи и интуиции». Заседание ежегодного круглого стола прошло в смешанном формате, дистанционные участники имели возможность подключиться в режиме реального времени посредством платформы Zoom.

В рамках мероприятия первоначально было запланировано обсуждение философских идей, интуиций и размышлений С. Л. Франка, сопутствующих трагическим событиям русской революции, Первой мировой и Гражданской войны, с уделением особого внимания тому, какие персоналии и направления мысли оказывали влияние на Франка в эти годы. В целом заседание придерживалось данной тематики и указанного исторического периода.

Работу круглого стола предваряло вводное слово модератора, доктора философских наук К. М. Антонова.

С докладами выступили доцент ПСТГУ Т. Н. Резвых, участник исследовательской группы «Творческая биография С. Л. Франка: новое видение» профессор Г. Е. Аляев и профессор ПСТГУ М.А. Пылаев.

Т. Н. Резвых представила доклад на тему «"Забота о ней в этом году тоже лежит почти всецело на мне…": Отзывы С. Л. Франка, А.С. Изгоева и П. Б. Струве о рукописях, поступивших в редакцию журнала "Русская мысль"». Доклад был посвящен особенностям редакционной политики журнала, которая осуществлялась с 1914 по 1917 гг. прежде всего С. Л. Франком, редактировавшим беллетристический отдел журнала. Доклад связан с намеченной публикацией отзывов. «Стремление в литературе прежде всего к «правде-справедливости» проявилось в литературных вкусах Франка и, как следствие, отражалось на его отзывах на прозу и стихи, поступавшие в журнал», – отмечает Т. Н. Резвых. Чаще всего краткие отзывы Франка оценивают рукописи с точки зрения «правды» или «фальши» («тенденциозности»), «таланта» или «неталантливости», «литературности» или «нелитературности», «глубины» или «плоскости». В итоге из всех знаковых литературных произведений Серебряного века в журнале были опубликованы только роман «Александр I» и драма «Павел I» Д. Мережковского, трагедия Вяч. Иванова «Сыны Прометея» и поэма А. Блока «Возмездие».

М. А. Пылаев выступил с подготовленным при участии К. М. Антонова докладом «Влияние книги «Leben Schleiermachers» В. Дильтея на интерпретацию «Речей о религии» Ф. Шлейермахера у С. Франка».Как показал докладчик, и перевод книги Шлейермахера, сделанный Франком, и предваряющая этот перевод статья не только открывали русскоязычному читателю философию религии немецкого романтика так, как ее интерпретировал сам Франк, но и транслировали основные подходы к интерпретации творчества автора “Речей о религии” в немецкой философской традиции. В первую очередь это касается, конечно, крупнейшего знатока философии Шлейермахера– В. Дильтея. В докладе была представлена попытка ответить на вопрос о рецепциях книги “LebenSchleiermachers” Дильтея у Франка в его анализе творчества Шлейермахера. С одной стороны, демонстрировалась очевидность присутствия дильтеевского видения философии религии Шлейермахера у Франка. С другой стороны, – оригинальные моменты в прочтении “Речей о религии” у Франка.

Выступление Г. Е. Аляева состояло из двух тематических частей, одна из которых была завязана на текущем для проекта издания ПСС Франка периоде жизни и творчества философа (1911-1916 гг.), вторая же была посвящена новой публикации архивного материала последних лет жизни Семена Людвиговича.

Историческая часть отчасти перекликалась с выступлением Т.Н. Резвых, здесь было отмечено несколько моментов о работе Франка в журнале «Русская мысль». По большей же части историческая часть затрагивала важный методологический вопрос о необходимости учитывать эволюцию взглядов философа в исследовательской работе. В частности, было рассказано о процессе написании «Предмета знания», о предпосылках написания работы, о черновиках и конспектах, которые имели отношение к данному периоду. Что читал Франк в 1910-е гг. и как он относился к прочитанному, как складывалось его собственное философское мировоззрение в этот период и чем оно подкреплялось, – все это прозвучало в данном выступлении.

Вторая часть представляла презентацию опубликованного в Историко-философском ежегоднике архивного текста с комментариями (Аляев Г.Е., Резвых Т. Н. Интуиция первоосновы бытия: последние записи С. Л. Франка // Историко-философский ежегодник 2020. Т. 35. С. 180‒211 - https://elibrary.ru/item.asp?id=44497196). В основу данного текста легли записи в последнем ежедневнике Франка 1950 г., в которых, в частности, описаны некоторые мистические интуиции, затронуты вопросы присутствия первоосновы бытия в человеке и причастности человека к первооснове, – те темы, которые характерны для философских и феноменологических пассажей Франка, здесь обретают более личный формат выражения...

Также Геннадий Евгеньевич, предваряя презентацию третьего тома собрания сочинений Франка, рассказал о других новых, написанных в 2020 году и ожидающих своей публикации, книгах о Франке (в частности, о переписке Франка и Бинсвангера и о книге, посвященной рецепции Франком Достоевского).

Все три прозвучавших доклада сопровождались обширной дискуссией, в которой принимали участие Ю. В. Колесниченко (МГОУ), с. Тереза Оболевич (Папский университет Иоанна Павла II (Краков), Н. А. Коренева (ПСТГУ), В. Е. Тихонов (ПСГУ), А. Ю. Бердникова (Институт философии РАН), Д. В. Михайлов (НИУ ВШЭ), Е. Е. Ремизова (МГУ), Е. В. Гришина (ПСТГУ), Д. А. Ченцова (ПСТГУ/МГУ). 

В завершение круглого стола участники исследовательской группы «Творческая биография С. Л. Франка: новое видение» представили общие итоги исследований 2020 г. и продемонстрировали третий том Полного собрания сочинений С. Л. Франка, вышедший в Издательстве ПСТГУ, и рассказали о процессе его подготовки, а также отметили некоторые аспекты работы над следующими томами.