1 /
На кафедре иконописи ФЦХ прошла защита дипломных работ
PDF версия

11 июня 2021 года состоялась защита дипломных работ выпускников кафедры иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ. Среди представленных работ были как списки с древних икон, так и самостоятельные авторские решения, продуманные и воплощенные на основании изучения лучших образцов русской и византийской иконописи, с пониманием и осмыслением традиций изобразительной культуры Православной Церкви.

По мнению председателя Государственной аттестационной Комиссии С. А. Гавриляченко (Народного художника РФ, профессора МГХИ им. В. И. Сурикова), эта защита показала превосходный уровень подготовки молодых иконописцев в ПСТГУ, разнообразие «плодотворных художественных решений», профессионализм работы во всех видах художественных техник.

Особой похвалы комиссии удостоена работа Елизаветы Ротарь, (руководитель — Мария Олеговна Глебова). Это икона-список «Богоматерь Психосострия». Образцом для дипломной работы послужила известная икона середины XIV века, хранящаяся в Галерее икон в Охриде (Македония). Елизавета в своем вступительном слове рассказала о трудностях работы над дипломом: в процессе подготовки к работе ей пришлось преодолеть большие технические сложности — выполнить много пробных эскизов, изучая техники исполнения личного, тональные и цветовые отношения. По мнению комиссии, работа Елизаветы Ротарь является уникальной презентацией тех навыков, которые получены ею за время учебы в университете: «При активном золочении фона на большом формате доски дипломнице удалось сделать фигуру монументальной, с выразительным строгим ликом. И попадание в образ блестящее!» — выразил мнение всей комиссии Сергей Александрович Гавриляченко.

Татьяна Клещева (руководитель – Татьяна Леонидовна Азарова) представила икону Богоматери Всецарицы, в создании которой она мастерски использовала многие декоративные приемы и техники золочения, присущие традициям поствизантийской иконы. Члены комиссии отметили, что эта работа требует особых профессионально-технических навыков, умелого балансирования на контрастности разделки фигур и обилия золотого декора. Эта икона также отмечена похвалой Государственной аттестационной комиссии.

Дипломная работа Надежды Кузиной (руководитель – Ольга Никитична Колокольцова) также была отмечена похвалой комиссии как удачное прочтение стилистики русской иконы XVI века. Она представила вольный список древней иконы Богоматери «Купина Неопалимая» из коллекции Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль» (Ростов Великий). Надежда блестяще справилась с реконструкцией общего колорита, построенного на использовании различных техник золочения и напряженного колористического решения, основанного на гармоничном сочетании контрастных цветов: горящего алого и плотных темных зеленого и синего. Особо отмечена комиссией тонкость написания ликов и композиционная сложность этой иконы.

В заключение просмотра Государственная аттестационная комиссия отметила высокий уровень мастерства выпускников, отметив, что в своих работах они показали профессиональное понимание творческих и колористических задач современной иконописи, углубленный исследовательский подход к созданию образа. Члены Комиссии обратили внимание и на стилистическое, художественное разнообразие представленных икон и выразили благодарность преподавателям и сотрудникам кафедры за высокий уровень подготовки выпускников.