о. Александр Салтыков
В.В. Игошев
Е.Ю. Ендольцева
К.В. Постернак
Л.А. Армеева
Е.А. Виноградова
Ю.В. Устинова
Г.А. Назарова
Э.С. Смирнова
А.Л. Гульманов
С.И. Баранова
Э.К. Гусева
К.И. Маслов
Л.В. Ковтырева
Е.В. Гладких
Гарсиа Солано
1 /
На заседании секции «Христианское искусство» выступили более тридцати докладчиков
PDF версия Секция «Христианское искусство» работала 25 и 26 января 2019 года в конференц-зале ПСТГУ на территории Николо-Кузнецкого храма. В заседаниях принимали участие как преподаватели, выпускники факультета церковных художеств и постоянные гости конференций ПСТГУ, так и новые участники.

Всего было заслушано 33 доклада ученых из России (Москва, Санкт-Петербург, Сергиев Посад) и Украины (Киев).

Заседания секции вели декан факультета церковных художеств ПСТГУ, магистр богословия, протоиерей Александр Салтыков и заведующая кафедрой истории и теории христианского искусства, заместитель декана ФЦХ по научной работе, к. иск. А. А. Воронова, которая также была модератором секции.

Первый день заседаний открыл доклад аспирантки Государственного института искусствознания Е. С. Лаврентьевой о непростой истории главной святыни христианского мира – храма Гроба Господня в Иерусалиме, здание которого многократно разрушалось и возрождалось в различных формах реконструкции. Изучение сакрального пространства нашло свое выражение и в эпиграфических мозаичных надписях в куполе собора Св. Софии в Фессалониках, датировка которого на основе этих надписей была тщательно обоснована аспиранткой МГХПА им. С. Г. Строганова К. С. Тупицыной.

Архитектурную тематику продолжило сообщение аспирантки НИИТАГ Е. О. Фоминой, посвященное типологии каменных церквей Каппадокии X-XI веков. Доклад протоиерея Александра Салтыкова был посвящен одному из важнейших аспектов богословия образа – системе внутренних взаимосвязей в священном образе, которое было продемонстрировано на примере фрески святых равноапостольных Константина и Елены из Софии Новгородской XI века.

К традициям западного средневекового искусства обратились коллеги: к. иск. Е.А. Хрипкова (РГГУ) представила уникальную иконографическую программу росписей храма в Шварцрейндорфе (Германия), основанную на текстах пророка Иезекииля о разрушении и восстановлении Иерусалимского храма, а также К. Е. Чемезова (СПбГУ), которая исследует соборы Юго-Восточной Норвегии в контексте европейской архитектуры XI-XII вв.

К. иск. Ю. Н. Звездина из Музеев Московского Кремля обратилась к образу Видения Святой Троицы у Хильдегарды Бингенской, что нашло свое выражение и в русской иконописи XIX века. Иллюминированные рукописи являются предметом изучения Е. В. Зотовой из РГБ, предложившей вниманию слушателей варианты иконографии миниатюр к тексту "Пролога к Пятикнижию" блаженного Иеронима Стридонского в средневековой рукописной Библии.

Тематика западного искусства была завершена сообщением аспирантки МГХПА им. С.Г. Строганова Е.В. Парфеновой, посвященным иконам благотворительных братств во Флоренции XIII-XIV вв. (на примере фрески «Misericordia Domini» Бернардо Дадди).

Заседание второй половины дня открылось восточной тематикой: первым прозвучал доклад Н. В. Бартельс из Научно-исследовательского института Российской Академии, посвященный одному орнаментальному мотиву во фресках сирийского монастыря Мар Муса (св. Моисея Абиссинского) XI-XIII вв.

Затем к. иск. Е. Ю. Ендольцева из Института Востока РАН поведала о некоторых сакральных мотивах в христианском средневековом искусстве Армении (по материалам современной армянской историографии). К. иск. Е. А. Виноградова (ПСТГУ) провела подробный иконографический и стилистический анализ ряда византийских миниатюр, а также фресковых и мозаичных ансамблей, иллюстрирующих гимнографические каноны.

Дальнейшая тематика заседаний переместилась в сферу древнерусского церковного искусства, начиная с проблем атрибуции монументальных образов церкви Спаса Преображения на Нередице в Великом Новгороде, что было подробно проанализировано магистранткой кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ И. Р. Архиповой.

Профессор МГУ д. иск. Э. С. Смирнова открыла и ввела в научный оборот весьма интересный памятник – псковскую икону «Огненное восхождение Ильи пророка» из частного собрания в Москве. К давней проблеме датировки и атрибуции «новгородских таблеток» вернула собравшихся к. иск. Э. К. Гусева (ГТГ), отстаивающая спорную точку зрения о поздней фальсификации этих образов, что вызвало ожидаемую дискуссию среди участников.

Генезис особого явления сакральной иконографии – образов Христа Ветхого Денми и Господа Саваофа в русском искусстве первой половины XVI века – проследил в своем докладе выпускник и преподаватель кафедры ИТХИ ПСТГУ А. Л. Гульманов. Далее последовали доклады двух наших давних выпускниц и уже опытных преподавателей кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ, работающих также в Центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева. 

К вопросу о происхождении иконы последней трети XVI в. "Чудо Архистратига Михаила в Хонех" из ЦМиАР обратилась к. иск. Г. А. Назарова, а Ю. В. Устинова исследовала происхождение особого сюжета в иконографии св. Иоанна Крестителя: его образ с Агнцем в русском искусстве XVI века. Магистрантка кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ А. Ю. Подкаменная представила свою работу по изучению русской традиции троичных бытийных циклов.

Живописная тематика продолжилась на утреннем заседании второго дня работы секции, которое началось с сообщения к. иск. Н. Ю. Маркиной (Центральная библиотечная система ЗАО), посвященного главному храмовому образу Спасителя из Благовещенского собора Московского Кремля периода правления Ивана Грозного. Иконография Спасителя в церковном искусстве этой важной эпохи нашло свое выражение в докладе заведующей отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея к. иск. В. В. Горшковой, затронувшей проблему авторства и подписных икон.

Исследованная ею икона иконописца Иоанна Андреева «Спас Вседержитель на престоле» из собрания ЯХМ пополнила научные знания об интересном наследии этого художника. Также подписная икона св. Антония Римлянина 1634 г. была выявлена к. иск. Л. В. Ковтыревой (ГТГ) в собрании фонда драгметаллов Государственной Третьяковской галереи. Новые сведения о сольвычегодских мастерских Никиты Строганова были обнаружены и постоянным участником нашей секции д. иск. В.В. Игошевым (Государственный НИИ реставрации).

Малоизученную историю южноамериканского церковного строительства в эпоху барокко затронула аспирантка кафедры всеобщей истории искусства МГУ Анна Милена Гарсиа Солано, которая продемонстрировала уникальные памятники иезуитской архитектуры в испанских колониях Нового Света. Проблему регионального строительства, но уже в нашей стране, продолжило сообщение Е. В. Гладких из МГХПА им. С. Г. Строганова, посвященное истории проекта миссионерского Троицкого собора на озере Иссык-Куль в 80-х годах XIX века.

Типология архитектуры и декора высоких русских иконостасов эпохи классицизма получила глубокий и скрупулезный анализ К. В. Постернака (Государственный музей архитектуры им. М.В. Щусева). Также на тему алтарных преград этой эпохи был зачитан доклад к. иск. О. О. Рыжовой из Киевской Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, посвященный особенностям иконографии изображений из иконостаса церкви Рождества Христова на Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Вопросы хранения и реставрации икон (на примере храма Илии Пророка в г. Сергиев Посад) затронула выпускница кафедры реставрации ПСТГУ О. С. Воскресенская (Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, МДА, ПСТГУ), а выпускница той же кафедры О. В. Петрова (Реставрационные мастерские Троице-Сергиевой лавры) привлекла внимание слушателей к проблеме атрибуции двух икон из Костромской провинции. Атрибутике вновь обнаруженных в Вильнюсе икон известного иконописца XIX века И. М. Малышева был посвящен и доклад доцента Иконописной школы МДАиС к. иск. Л. А. Армеевой.

Три последних сообщения на секции были посвящены технике и технологии русского церковного искусства. Две группы специалистов-технологов рассказали о своих новых открытиях и изобретениях: к. иск. К. И. Маслов и Ю. В. Смирнов (Институт информационных систем и компьютерных технологий Российского Нового Университета) продемонстрировали новые возможности современных неразрушающих методов исследования настенных росписей, а вторая группа – к. иск. К. И. Маслов, к. культ. В. Н. Киреева (Арт Консалтинг) и А.С. Фомичев (ЦНРПМ) – представили свое технологическое расследование настенных росписей Исаакиевского собора. Особое явление русского прикладного искусства Нового времени представляют собой изразцы, давно изучаемые д. и. н. профессором С. И. Барановой (ПСТГУ, РГГУ), которая на этот раз рассказала о создателе технологического метода изучения русских изразцов А.В. Филиппове.

В целом заседания секции «Христианское искусство» прошли на высоком научном и профессиональном уровне, доклады исследователей вызывали неизменный интерес у слушателей, среди которых были как студенты ФЦХ ПСТГУ, так и коллеги из других музеев и научных учреждений. За выступлениями докладчиков зачастую следовало обсуждение и оживленная дискуссия, которая продолжалась и за неформальным общением в перерывах с чаепитием.