1 /
Представители богословского факультета выступили на VIII Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» в Екатеринбурге
6–9 февраля 2020 года в Екатеринбурге прошла VIII Всероссийская научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История», посвященная 135-летию Екатеринбургской епархии. В мероприятии приняли участие около 100 специалистов, среди которых были и профессора ПСТГУ, представившие свои доклады на пленарных заседаниях конференции.

Наталия Юрьевна Сухова, доктор церковной истории, доктор исторических наук, заведующий Научным центром истории богословия и богословского образования и профессор ПСТГУ, выступила на первом пленарном заседании с докладом «Возможно ли в духовной школе «живое богоощущение»? (По материалам дискуссий на Поместном Соборе 1917-1918 гг.)». Докладчик обратила внимание на парадокс, сопряженный с историческим бытием российской духовной школы: нередко она рассматривалась не как место, наиболее благоприятное для духовной жизни, но, напротив, как хранилище системы внешних жестких предписаний, своей регламентированностью и «схоластичностью» представляющей угрозу искренней духовной жизни, живой вере, «ощущению Бога».

Внимание докладчика было сфокусировано на обсуждении реальности этого парадокса и путей его решения на Священном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Н. Ю. Сухова выделила три основных мнения соборян по вопросу, заявленному в теме доклада:

1) действующая духовная школа вполне отвечает своим задачам, ибо задает «систему координат», камертон и потенциал, который каждый учащийся и выпускник может реализовать и в своем церковном служении, и в духовной жизни; более того, сама традиция духовной школы дает образцы замечательных святителей, архипастырей и пастырей, на которые могут ориентироваться новые поколения духовных воспитанников;

2) исторически сложившийся в России тип духовной школы не удовлетворителен для выполнения своей главной задачи – подготовки образованного и ревностного пастырства; с этим типом неизбежно сопряжен схоластицизм в дурном смысле слова; предлагались иные модели, как казалось, более совершенные: богословский институт, тесно связанный с реальной приходской жизнью; специальные пастырские школы, всем настроем возбуждающие «горение пастырского духа»; монашеско-аскетические школы;

3) школа в принципе не может готовить к пастырству, а дает лишь необходимые для этого знания; практические пастырские навыки вырабатываются только опытом, пастырский же дух может возгревать только личное общение: из глаз в глаза, из уст в уста.

Тем не менее, с точки зрения докладчика, то, что сама школа была способна возжелать «живого богоощущения» и готова искать более совершенные пути именно в этом направлении, свидетельствует о том, что российская духовная школа, несмотря на все критические замечания, представляла собой живой церковный организм и имела полное право на именование духовной в полноте смысла этого слова.

Священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, заместитель заведующего Отделом Новейшей истории Русской Православной Церкви и профессор ПСТГУ, выступил на заключительном пленарном заседании с докладом «Патриотическое служение святого Патриарха Тихона».

По мнению докладчика, патриотизм Патриарха наиболее ярко проявился в целом ряде деяний, а именно: в обличении преступлений большевистской власти (в том числе за ее отказ защищать Отечество от внешних врагов и разжигание ею гражданской войны), в отказе благословить в какой-либо форме кровопролитную политическую борьбу и интервенцию, в отеческом вразумлении народа покаяться и очиститься «от многолетних язв своих», в единении со своим народом и готовности помочь ему всеми силами в условиях страшного голода (но так, чтобы это действительно было помощью страждущим, а не святотатственной кампанией поругания святынь, которую в реальности стали проводить большевики).

По убеждению святителя Тихона, главное служение Церкви своему Отечеству должно состоять в том, чтобы она являлась совестью государства, а не обслуживала наличную государственную власть в решении ее текущих политических задач (нередко откровенно преступных, как это было в случае с большевиками).

Доклад священника Александра Мазырина опубликован в новом научном журнале Екатеринбургской духовной семинарии «Церковь. Богословие. История» (2020. № 1. С. 129-140).

ЦЕРКОВЬ БОГОСЛОВИЕ ИСТОРИЯ