Преподаватели ПСТГУ приняли участие в международной конференции в Брюсселе
5 – 6 ноября 2019 года в столице Бельгии прошли заседания международной научной конференции «Покровские чтения в Брюсселе». Как и в прошлые годы, в ней приняли участие преподаватели Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.


Нынешняя конференция пятая по счету. В этом году ее темой стали жизненный путь, служение и наследие праведного Иоанна Кронштадтского.

ПСТГУ представляли профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, доктор исторических наук, доктор церковной истории Н. Ю. Сухова и ведущий научный сотрудник НИО новейшей истории РПЦ, доктор исторических наук А. А. Кострюков. Конференция была организована Брюссельской епархией Русской Православной Церкви.

Накануне открытия конференции, 4 ноября, ее участники молились за богослужением в Покровском храме. Божественную литургию возглавил архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон. Конференция открылась вступительным словом настоятеля Покровского храма в Брюсселе протоиерея Павла Недосекина.

Участники конференции заслушали доклад кандидата философских наук, доцента кафедры философии и культурологи Санкт-Петербургского института искусств и реставрации протоиерея Стахия Савицкого. Докладчик посвятил свое выступление священническому служению праведного Иоанна, остановившись не только на его заслугах перед Церковью, но и на жизни современников кронштадтского пастыря, среди которых было немало подвижников благочестия.

Второй докладчик, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Шкаровский, не смог прибыть на конференцию по состоянию здоровья. Доклад историка был зачитан доктором исторических наук С. Л. Фирсовым. Доклад был посвящен Вауловскому женскому скиту Ярославской епархии, основанному праведным Иоанном. Еще при жизни святого здесь сложился свой особый иноческий уклад. Поруганная при большевиках обитель в настоящее время восстанавливается. Здесь существует и своя «канавка» — посаженная по благословению святого Иоанна липовая аллея, по которой принято проходить с молитвой.

Доклад А. А. Кострюкова (ПСТГУ) был посвящен проблемам канонизации праведного Иоанна Кронштадтского в Русской Зарубежной Церкви (1964), а также вопросу канонизации Новомучеников Российских. Прославление праведного Иоанна открыло путь к этим прославлениям. В докладе были озвучены аргументы за и против причисления к лику святых пострадавших от безбожной власти, в том числе и Царской семьи.

Кандидат исторических наук, проректор Киевской духовной академии В. В. Бурега посвятил свое выступление посещениям праведным Иоанном Киева и Киевских духовных школ. Всего таких посещений было три. Несмотря на относительно небольшое количество таких визитов, личность пастыря оказала немалое влияние на КДА.

Одному из посещений уделено внимание в особой брошюре «Отец Иоанн Кронштадтский и его пребывание в Киеве» (Киев, 1893). Почитателем праведного Иоанна были ректоры академии епископ Сильвестр (Малеванский) и епископ Димитрий (Ковальницкий). При последнем отец Иоанн был включен в число почетных членов КДА.

Первый день чтений завершился докладом кандидата искусствоведения, настоятеля русской церкви в Бремене протоиерея Александра Берташа «Храмы и монастыри Эстонии и Латвии, связанные со святым Иоанном Кронштадтским».

На следующий день конференция продолжила свою работу.

С интересом был заслушан доклад доктора исторических наук профессора Санкт-Петербургской духовной академии С. Л. Фирсова «Образ и личность святого Иоанна Кронштадтского в советской атеистической литературе». Атеистические писатели пытались написать «антижитие» святого Иоанна, причем такие попытки начались в 1920-е гг. и продолжались весь советский период, закончившись в 1991 г., когда был издан последний опус на эту тему.

Поскольку найти компромат на святого коммунистическим идеологам не удавалось, в качестве отрицательных сторон выставлялись не пороки, а добродетели, например, его монархические взгляды, патриотизм, консерватизм, отрицательная оценка антихристианских идей Л. Н. Толстого. Как оскорбления звучали в такой литературе слова «молитвенник» и «чудотворец» в адрес отца Иоанна. Отдельную тему для обвинений праведника давали его неразумные почитатели – так называемые «иоанниты».

Н. Ю. Сухова (ПСТГУ) рассказала в своем докладе о богословии отца Иоанна, о его стремлении превратить «школьное» богословие в «опытное». Автор доклада показала, что праведный Иоанн всегда был сторонником догматической системы митрополита Макария (Булгакова), автора наиболее известного тогда учебника по догматике. Праведный Иоанн в своих катехизических беседах часто цитировал митрополита Макария, придерживаясь в целом принятой тогда юридической теории искупления. Однако праведный Иоанн шел дальше. Так, например, он считал нужным ссылаться на литургические тексты как на доказательство православных истин, от чего отказывался митрополит Макарий.

Также отец Иоанн призывал больше обращаться к опыту, изложенному в святоотеческих творениях. Например, пастырь уделял большое значение «Шестодневу» святителя Василия Великого, настаивал на важности изучения других отцов, например, святителя Григория Богослова, преподобного Ефрема Сирина и главное – святителя Иоанна Златоуста. Неслучайно митрополит Вениамин (Федченков) писал, что настоящим духовником отца Иоанна был именно этот святой.

Из личного опыта, основанного на святых отцах, праведный Иоанн приходит к постижению Церкви. Н. Ю. Сухова обратила внимание на отношения праведного Иоанна со святителем Феофаном Затворником. Этот святой предостерегал праведника от идеи спасения в миру, критиковал некоторые его идеи и почему-то не принял его в Вышенском монастыре. С другой стороны, святитель Феофан хвалил труды отца Иоанна, называя его Божиим человеком и призывая надеяться на его молитвы.

Доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского университета Р. В. Светлов выступил с докладом «Традиция подражания Христу в «Моей жизни во Христе» праведного Иоанна Кронштадтского». Автор доклада провел параллель между наследием святого Иоанна и древних христианских апологетов, а также с идеями античной мысли.

Доклад профессора университета штата Нью-Йорк Н. Б. Киценко был посвящен отражению личности праведного Иоанна в русской литературе. Поскольку автор доклада не смогла приехать на чтения, текст был зачитан А. А. Кострюковым. Н. Б. Киценко отметила, что в литературе конца XIX в. образ праведного Иоанна не всегда был положительным, примером чему стал рассказ Н. С. Лескова «Полуночники».

Тем не менее, образ отца Иоанна получился в этом произведении более живым и ярким, чем образ его «положительных» противников. Автор затронула также отзывы о святом Иоанне А. М. Горького, рассказала о своем понимании образа «Иоганна из Кронштадта», упомянутого в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Труды Пятых Покровских чтений в Брюсселе планируется опубликовать в специальном сборнике.