1 /
Профессор ПСТГУ Наталия Юрьевна Сухова выступила на конференции в Московской духовной академии
16 октября 2019 года в Московской духовной академии состоялась Всероссийская Покровская научно-богословская конференция «Современное православное духовничество». В конференции приняли участие представители духовных школ и светских учебных заведений. Участники поставили задачу проанализировать состояние современной ситуации духовного окормления в христианстве, опираясь на многовековой опыт.

Наталия Юрьевна Сухова, доктор церковной истории, доктор исторических наук и заведующая Центром истории богословия ПСТГУ, приняла участие в мероприятии и представила на пленарном заседании доклад «Нужен ли старец «ученому монаху»? Проблемы академического монашества 1890-1910-х гг.».

Доклад был посвящен изучению реальной ситуации связи академического монашества конца XIX – начала XX в. с русским старчеством. Докладчик обратила внимание на то, что сами ключевые понятия, на которых базируется доклад – «ученое монашество» и «старец» – применительно к российскому контексту указанного периода требуют особого внимания; этому была посвященная вводная часть доклада.

В академическом, или, в терминологии синодальной эпохи, ученом монашестве в конце XIX – начале XX в. заметна тяга к монастырю, разумеется, охватывающая не всех иноков этой категории. Именно в этом контексте и следует рассматривать отношения академического монашества со старцами указанного периода.

В основной части доклада были рассмотрены наиболее значимые примеры длительного окормления, единичных посещений, общения в письмах монахов из начальствующих, учащих, учащихся и выпускников духовных академий со старцами: преподобными Варнавой (Меркуловым) Гефсиманским, Гавриилом (Зыряновым) Седмиезерным, Германом (Гомзиным) и Алексием (Соловьевым) Зосимовскими, Алексием (Блиновым) и Никитой (Филиным) Валаамскими.

Совершенно особыми случаями следует считать в данном контексте отношения академических иноков со святителем Феофаном Затворником и святым праведным Иоанном Кронштадтским.

В итоговой части доклада Н. Ю. Сухова постаралась, с одной стороны, найти общность изучаемого явления с церковной традицией древних веков христианства, когда святители и преподобные, имевшие вполне состоятельное образование, стремились под окормление «простецов», стяжавших духовный опыт и духовную мудрость.

С другой стороны, российское явление конца XIX – начала XX в., с точки зрения докладчика, имело несомненные особенности. В свете этого были выделены два направления во взглядах российского ученого монашества на необходимость аскетического обучения молодых монахов – разумеется, тесно связанные и отчасти пересекающиеся:

    1) понимание исключительности ученого (академического) монашеского служения и стремление спасаться своим братством и взаимопомощью, допускающее лишь личную духовную поддержку старцев, не определяющую жизнь всего ученого монашеского братства;

    2) понимание, что «духовно-учебное» монашество возможно только во временном варианте, но никак не в стабильном и окончательном; следовательно, необходимость тесной связи с реальной монастырской жизнью и старчеством как ее вершиной.