В рамках направления «Церковь и культура» Международных рождественских образовательных чтений состоялась научно-практическая конференция «Время и вечность в церковном искусстве», организованная Патриаршим советом по культуре, ПСТГУ и Православным гуманитарным институтом «Со-действие». Конференция была посвящена вопросам современного церковного искусства, развитию отечественного монументально-декоративного благоукрашении храмов, творческим поискам современных иконописцев и церковных архитекторов.
Открыла работу конференции ректор Православного гуманитарного института «Со-действие» Кондратьева Татьяна Валерьевна, обозначив актуальность обсуждения проблематики современного церковного искусства. Сегодня на всей территории России осуществляется строительство многочисленных новых православных храмов. По милости Божией возрождение Православия в нашей стране продолжается. Однако Церковь встречается с многочисленными вызовами с разных сторон — как с простым непониманием традиций церковных искусств, так и с активными предложениями новых концепций.
С программным докладом выступил протоиерей Леонид Калинин, Председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, почетный академик Российской Академии Художеств (РАХ), Епархиальный древлехранитель Московской городской епархии, настоятель храма сщмч. Климента в Москве. Его доклад был посвящен проблематике использования иконных изображений в современной приходской практике.
Проблемы развития современного церковного искусства были рассмотрены Марком Натановичем Гурари, академиком Академии архитектурного наследия, членом Союза московских архитекторов. Свой доклад он посвятил изучению объектов церковного деревянного зодчества в городской среде XXI века.
Продолжил дискуссию на эту тему иерей Максим Крижевский, доцент кафедры искусствоведения факультета церковных художеств ПСТГУ, рассказавший о проблемах канона и стиля в современном церковном благоукрашении. Протоиерей Николай Чернышев, доцент кафедры Иконописи ФЦХ ПСТГУ, член Патриаршего экспертного совета, заместитель древлехранителя Москвы посвятил свой доклад традиции и новизне в иконе.
Вопрос о том, возможна ли рецепция Православной Церковью творческих исканий современных модернистов, которые уже утратили подлинное христианское мировоззрение, поставила в своем докладе «Православная идентичность в церковном искусстве» заведующая кафедрой иконописи ФЦХ ПСТГУ Екатерина Дмитриевна Шеко. Как показывает опыт «переваривания» и «воцерковления» многих западных новшеств в разных сферах православной культуры за последние четыреста лет, это достаточно болезненный процесс. Екатерина Дмитриевна обратила внимание на то, что условие подлинной церковности (как принадлежности к Православной церкви) состоит в том, что ничто новое не должно противоречить старому. Иными словами, новое современное творчество в Православной Церкви должно быть осознанным и созидаться в духе цельности церковной.
Мария Олеговна Глебова, старший преподаватель кафедры иконописи ПСТГУ в своем докладе рассмотрела принципы обучения церковному искусству, а Игорь Юрьевич Самолыго, заведующий кафедрой монументального искусства ПСТГУ, рассказал о росписи Никольского храма Покровского Хотькова монастыря, осуществленной преподавателями и студентами ФЦХ ПСТГУ под его руководством.
На секции был рассмотрен и такой актуальный вопрос, как является ли кощунством размещение священных изображений на продуктах питания. На эту тему прозвучал доклад Владимира Ивановича Немыченкова, ответственного секретаря Научного совета по религиозно-социальным исследованиям ООН РАН.
Современные изменения в храмовой архитектуре оказывают значительное влияние на храмовое искусство. Доктор искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения ПСТГУ Юрий Ростиславович Савельев представил доклад на тему «Современный храм как Образ Божий».
Заключительные доклады, сделанные на секции, рассматривали историю и традиции церковного искусства. Иконописец, художник-монументалист Алексей Козлов сделал доклад о традициях русской художественной школы и возможности их применения в иконописных мастерских. А художник, иконописец, реставратор храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве Ольга Викторовна Шаповалова рассказала о «семейная иконе» на примере миниатюры конца XVIII – начала XIX веков.
Доклады на секции вызвали оживленное обсуждение.