1 /
Сотрудники Центра истории богословия приняли участие в конференции «Единство Церкви в Предании, истории и современности»
14-15 ноября 2019 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась конференция «Единство Церкви в Предании, истории и современности». Конференция была посвящена осмыслению спорных вопросов и проблем экклесиологии, а также поиску возможных путей их решения.

Сотрудники Центра истории богословия и богословского образования приняли активное участие в мероприятии. С докладами выступили протоиерей Павел Хондзинский, доктор богословия и декан богословского факультета ПСТГУ, и иерей Алексей Черный, кандидат богословия и старший преподаватель ПСТГУ.

В своем докладе «Totus Christus – судьба и отзвуки учения в Новое время» о. Павел Хондзинский сопоставил экклесиологические концепции богословов ХХ века: кардинала Ш. Журне и прот. Сергия Булгакова. Особое внимание в докладе было уделено интерпретации учения блаженного Августина totus Christus - о всецелом Христе, Который составляет единую личность со Своим Телом - Церковью (Christus et ecckesia una persona est). Интерпретации этого учение в разные эпохи и в разных традициях весьма отличаются друг от друга.

В заключение автор делает вывод, что при различных исходных позициях концепции Ш. Журне и прот. Сергия Булгакова обнаруживают характерную черту современного богословия: представление о зеркальном отражении нетварного в тварном ("что вверху, то и внизу"), - представление, которое было несвойственно древним отцам Церкви, в том числе и блаженному Августину.

В докладе о. Алексея Черного «Церковь как "communio": проблема соотношения институционального и харизматического в католической экклезиологии второй половины XX в.» были проанализированы изменения, произошедшие в католическом богословии и практике после Второго Ватиканского собора. Новые акценты в соборной экклезиологии докладчик проиллюстрировал, раскрыв понятие "общение" (communio), ставшее ключевым в соборных документах.

Автор поставил вопрос об истоках этого понятия, обозначил противоречия, которые последовали за его использованием и привели к тому, что "новая" экклезиология не устроила ни "либералов", ни традиционалистов. С точки зрения докладчика, постсоборная критика институциональности в сфере церковной жизни также остро ставит вопрос о единстве самого института Католической Церкви, а также о единстве ее вероучения и традиции.