Гости семинара
Доклад на семинаре
Ирина Евгеньевна Мелентьева
Студенты ПСТГУ с Наталией Дмитриевной Солженицыной
1 /
Студенты 2 курса филологического факультета ПСТГУ побывали на семинаре в Музее-квартире А. И. Солженицына
6 ноября 2019 года группа студентов 2 курса профиля «Преподавание филологических дисциплин» посетили Музей-квартиру А. И. Солженицына на Тверской, где состоялся семинар «Труды и дни Александра Солженицына». На семинаре выступила доцент кафедры истории и теории литературы филологического факультета, к.ф.н. Ирина Евгеньевна Мелентьева.

В рамках своего доклада «Проза А. И. Солженицына на отечественной театральной сцене (2018–2019)» И. Е. Мелентьева рассказала о том, что в сезоне 2018/19 в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Красноярске, Новокузнецке и Петрозаводске можно было увидеть семнадцать «солженицынских» спектаклей, из которых к середине 2019 года соткался современный российский солженицынский театральный текст.

Примечательно, что сейчас нет ни одного спектакля по пьесам Солженицына. Похоже, что для сегодняшних режиссеров актуальными оказались именно его эпические тексты. Быть может, постановщикам особенно интересно «бороться с материалом», транспонировать эпическое в драматическое? «Красное Колесо», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» — вот тексты, привлекшие современные российские театры.

Докладчица подчеркнула, что ни один из семнадцати спектаклей нельзя назвать обычным. Создатели каждого театрального действа ищут свой ключ к сочинениям Солженицына. Но почти во всех свежих сценических версиях солженицынской прозы ощутимо несколько общих тенденций: поиск особого — не традиционного — жанра (сериал, опера, житие, кукольный спектакль, рассказ очевидца, драматическая притча и др.); введение современных политических и культурных реалий; использование киноэкрана; соединение разных текстов; переформатирование системы персонажей; выискивание новых оттенков в хрестоматийных образах.

Видеозапись доклада можно посмотреть здесь.