Григорьев Даниил Алексеевич, Григорьева Вероника Юрьевна
Герасимова Ирина Валерьевна
Кондрашкова Лада Вадимовна
Скирская Татьяна Владимировна
Хватова Светлана Ивановна
Хватова Светлана Ивановна
Гусейнова Зивар Махмудовна
1 /
В дни XXIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ провела свою работу секция «Церковное пение»
PDF версия Заседания секции «Церковное пение» 21 и 22 января 2019 года собрали в стенах ПСТГУ известных исследователей, молодых специалистов, а также преподавателей, аспирантов и студентов. За два дня вниманию слушателей были представлены двадцать семь докладов.

В работе секции приняли участие представители Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Российской академии музыки имени Гнесиных, Академии хорового искусства имени В. С. Попова (Москва), Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург), Краснодарского университета культуры и искусств, Института искусств Адыгейского государственного университета (Майкоп), Орловского Государственного Института Культуры и других учебных заведений и организаций.

Тематика выступлений в первый день была посвящена проблемам музыкальной медиевистики. В этом русле прозвучал доклад доктора искусствоведения профессора СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова З. М. Гусейновой «Фитники середины XVII века как отражение музыкально–теоретической мысли своего времени (по рукописи РГБ собр. Одоевского № 1»). Богородичным праздникам древнерусской традиции посвятили свои доклады доктор искусствоведения Н. Б. Захарьина (Санкт-Петербург) и кандидат искусствоведения и исторических наук И. В. Герасимова (РХГА, Санкт-Петербург).

Кандидат искусствоведения доцент кафедры древнерусского певческого искусства СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова Е. В. Плетнева представила вниманию слушателей доклад на тему: «Некоторые аспекты изучения чина Обновления храма в древнерусской певческой книжности».

Кандидат искусствоведения научный сотрудник НТЦ МГК им. П. И. Чайковского И. В. Старикова посвятила свой доклад теме: «Особые мелизматические формулы 3-го гласа в древнерусских Ирмологиях». Отдельные древнерусские песнопения были рассмотрены в докладах молодых специалистов из СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова Санкт-Петербурга – Л. А. Клочковой и С. Г. Кудрявцевой.

Кандидат искусствоведения В. Ю. Григорьева и Д. А. Григорьев – сотрудники Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции (Москва), сообщили новые сведения об авторстве и датировке опекаловского роспева. Композиции ирмосов столпового роспева был посвящен доклад преподавателя и аспиранта АХИ им. В. С. Попова (Москва) А. В. Богаченко.

Служба Трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому из рукописей XVII-XVIII вв. музейского собрания ГИМ была рассмотрена в докладе кандидата искусствоведения сотрудника РАМ им. Гнесиных Н. А. Потемкиной. Проблеме отдельной службы был также посвящен доклад специалиста СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова Ю. В. Цаплинской. Тема звучала таким образом: «Последование святыя купины иже во святей горе Синаистей. Редкая служба в честь иконы Пресвятой Богородицы в рукописи № 74 из собрания Д. В. Разумовского».

В конце первого дня работы секции выступила И. В. Шеховцова, кандидат искусствоведения доцент РАМ им. Гнесиных, осветив в своем докладе невероятно многогранную деятельность епископа Порфирия Успенского на ниве еще зарождающейся отечественной медиевистики.

Во второй день доклады охватили более широкий круг проблем церковного пения. Доктор иск., профессор, зав. кафедрой музыкально-исполнительских дисциплин Институт искусств АГУ (Майкоп) С. И. Хватова познакомила участников конференции с докладом «О комплексном подходе в исследовании богослужебных искусств». На вопрос о первых этапах распространения партесного стиля в России ответили в своем докладе д. иск., профессор, с. н. с. МГК им. П. И. Чайковского и ГИИ, Москва Н. Ю. Плотникова и , н.с. ЦМДКи И им. Андрея Рублева. Москва Л. В. Кондрашкова.

Научной деятельности В. Ф. Одоевского, Д. В. Разумовского и А. В. Преображенского были посвящены доклады к. иск. ст. преподавателя ПСТГУ О. Б. Шевцовой и преподавателя ПСТГУ Т. В. Скирской. Особое внимание духовному творчеству современных композиторов было уделено в докладах д. иск, профессора ОГИК (Орел) Л. В. Малацай, к. иск., доцента МГК им. П. И. Чайковского Е. А. Николаевой, аспиранта КГИК (Краснодар) И. М. Червяковой и преподавателя ПСТГУ О. С. Горюновой.

К. иск. доцент МГК им. П. И. Чайковского И. В. Вискова ознакомила слушателей конференции с мелодиями на Псалтырь польский Миколая Гомулки. Отдельные философские и терминологические проблемы современного музыкознания в связи с трудами прот. Георгия Флоровского были рассмотрены в докладе к. иск, доцента МГК им. П. И. Чайковского Т. Ю. Черновой.

О богословской составляющей изучения православных духовных сочинений в светских учебных заведениях рассказал в своем сообщении методист Кубанского казачьего хора (Институт искусств АГУ, Майкоп) Д. В. Мерцев. Магистрант КГИК (Краснодар) Ю. Ю. Ходченко подробно изучила Музыкальную поэтику песнопения «Яко венцем пресветлым» по спискам последней трети XVII-XIX вв.

О судьбах русской церковной эмиграции рассказала ст. преподаватель ПСТГУ н. с. РАМ им. Гнесиных Е. Н. Садикова. Н. А. Данилова из Института искусств АГУ (Майкоп) охарактеризовала Богослужебно-певческую традицию Свято-Никольского храма станицы Кавказская Краснодарского края.

Все доклады были восприняты с большим интересом и сопровождались оживленными дискуссиями.