1 /
В Кирилловском районе Вологодской области завершилась практика социологов-первокурсников
С 30 июня по 7 июля состоялась поездка первокурсников-социологов факультета социальных наук в Кирилловский район Вологодской области на летнюю практику. За последние десять лет это уже вторая поездка факультета в этот край – первая состоялась в 2009 году. В рамках исследования 2019 года будут проанализированы социально-политические установки населения, экономическое поведение, степень готовности к реалиям цифровой экономики, а также религиозность.

1 июля студенты-социологи прибыли в Вологду. Этот древний город – «кружевная столица» Русского Севера, первое упоминание о которой относится к 1147 году. Ребята осмотрели Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником преподобного Сергия Радонежского - святым Димитрием Прилуцким. Это один из самых древних и больших монастырей Русского Севера.

После экскурсии по монастырю преподаватели и студенты посетили Соборную площадь Вологды, а также ряд храмов. И, наконец, дорога на Кириллов – более 100 километров. Кто-то спал после ночного переезда на поезде, кто-то обсуждал предстоящее исследование. И вот, наконец, мы дома на ближайшую неделю – то есть в Горицком монастыре, который расположен недалеко от Кириллова. Монастырь был основан в середине XVI века княгиней Ефросинией Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Каждый день пребывания в древней обители начинался и заканчивался молитвенным правилом в Троицком соборе монастыря, а 7 июля, в день празднования Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, преподаватели и студенты смогли причаститься. Для участников экспедиции была организована экскурсия по монастырю – желающие могли подняться на колокольню и осмотреть все постройки монастыря – как древние, так и современные. Кстати, до революции в Вологодской епархии насчитывалось 139 монастырей. В первый день работы в Кириллове студенты начали проводить интервью, предварительно разделив город на определенные секторы, а преподаватели факультета организовали ряд экспертных интервью, в том числе в администрации, библиотеке и больнице города.

На третий день работы исследовательская группа переместилась в сельские поселения Кирилловского района. Безусловно, это непросто, поскольку нужно пройти пешком многие километры – не только основное поселение, но и прилегающие к нему деревни, что довольно затруднительно в условиях непростого транспортного сообщения между населенными пунктами. Кроме того, и погода не очень-то благоприятствовала работе в тот день – шли сильнейшие ливни, и ребята, проходящие практику, промокли до нитки, но не унывали. Особо стоит сказать о последнем дне поездки – воскресенье 7 июля. После праздничной Литургии в Троицком соборе монастыря монастырский священник – протоиерей Георгий Осипов произнес замечательную проповедь о значении покаяния в жизни христианина. А после завтрака прошла беседа с настоятельницей Горицкого монастыря – игуменией Тавифой (Федоровой) – выпускницей ПСТГУ, которая рассказала ребятам о значимости чтения духовной литературы. И вот мы снова в микроавтобусе – едем в Кириллов, чтобы поклониться преподобному Кириллу Белозерскому и осмотреть основанный им монастырь.

После посещения монастыря направляемся в Череповец – на встречу с заведующей кафедрой социологии Череповецкого государственного университета Альбиной Анатольевной Меховой, которая поделилась со студентами особенностями работы заводского социолога. Альбина Анатольевна много лет трудится в социологической службе знаменитого предприятия «Северсталь». Она рассказала о принципах социальной стратегии компании и организации исследовательской работы на градообразующем предприятии, которое даже в сложные 90-е годы не прекращало производственный цикл ни на один день.

Встреча проходила на территории музея «Благовещенская старина», где ребятам были показаны старинные и современные самовары, а сама беседа состоялась за чашкой чая. Одно из основных наблюдений студентов во время их практики состоит в том, что, люди в целом охотно шли на контакт и не только отвечали на вопросы анкеты, но и рассказывали историю своей жизни, что, в конечном итоге, позволило более тщательно и вдумчиво проанализировать жизнь локального социума.