1 /
В ОЦАД состоялась международная конференция «Святитель Амвросий Медиоланский и его богословское наследие»
PDF версия

30 сентября - 1 октября 2021 года в ОЦАД состоялась международная конференция, посвященная свт. Амвросию Медиоланскому. Было представлено более 20 докладов о разных сторонах наследия и деятельности свт. Амвросия исследователями из разных духовных школ и институций России, а также из Италии, США, Франции, Англии и Австрии. Три доклада представили преподаватели богословского факультета ПСТГУ.


Университет на конференции представляли руководитель проекта (  https://pstgu.ru/faculties/theological/science/proects/sobranie-tvoreniy-svt-amvrosiya-mediolanskogo-v-russkom-perevode/) по переводу наследия свт. Григория на русский язык Н. А. Кулькова, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии Г. Е. Захаров, преподаватель кафедры древних языков и древнехристианской письменности Н. Г. Головнина, а также профессор кафедры систематического богословия и патрологии П. Б. Михайлов.

Наталья Алексеевна Кулькова выступила с докладом «Античные школьные тексты в трудах свт. Амвросия Медиоланского». Описание системы образования в Римской империи в IV в. мы находим у младшего современника свт. Амвросия блж. Августина Гиппонского, который посвятил несколько страниц своей «Исповеди» описанию своих детских и юношеских лет, своим занятиям в начальном и грамматической школе. Образование свт. Амвросия также следовало уже сложившемуся кругу обучения: в детстве обучение чтению, счету и письму (возможно, в случае со свт. Амвросием образование было домашним, все-таки он принадлежал к богатым и знатным римским кругам). Свт. Амвросий знал греческий язык, он читал и цитировал Филона Александрийского, тексты Септуагинты и других переводчиков Ветхого Завета, приводил строчки из Еврипида и Гомера. Знание латинской поэзии проявились в почти бессознательном употреблении словосочетаний и образов Вергилия; римская проза в основном представлена в текстах свт. Амвросия цитатами из Цицерона и аллюзиями на него, описаниями из Плиния Старшего, примерами, взятыми из нравоучительного сборника Валерия Максима.

Георгий Евгеньевич Захаров в сообщении «Взаимоотношения свт. Амвросия Медиоланского с проникейским епископатом Иллирика» обратился к проблеме региональной консолидации епископата в позднеантичную эпоху. Докладчик попытался показать, что такого рода процессы развивались сразу в двух связанных друг с другом, но принципиально отличных плоскостях: иерархической, предполагавшей наделение отдельных кафедр первенствующим статусом в рамках того или иного региона, и «партийной», связанной с формированием в среде епископата в условиях арианских споров небольших консолидированных групп («микротечений»), координирующих свою богословскую позицию и церковно-политическую деятельность. Подробно рассмотрев свидетельства источников, связанные с взаимоотношениями свт. Амвросия Медиоланского и иллирийского епископата, автор пришел к выводу, что эти контакты укладывались скорее во вторую парадигму. В этой связи представления о соперничестве Медиоланской кафедры с Римским престолом в борьбе за иерархическое подчинение Иллирийских Церквей не представляются обоснованными.

В докладе Натальи Геннадиевны Головниной «Увещания к девству свт. Амвросия Медиоланского: экзегеза или аскетика» был представлен анализ тем и источников, актуальных для пяти текстов из наследия свт. Амвросия, посвященных теме безбрачной жизни. Их особенностью можно признать то, что главной темой для них выступает разработка экклезиологической типологии, при которой ветхозаветные женские образы выступают и как наглядный пример для подражания, и как таинственные прообразы Церкви. Эта тема разрабатывается полномасштабно с учетом работ и идей предшественников, прежде всего греческих авторов. Однако в вопросе аскетики свт. Амвросий остается в рамках стоической этики и не проявляет никакого интереса к монашеской литературе, которая активно развивается во время работы Медиаланского святителя над своими книгами. При чем он остается равнодушным к сочинениям не только монахов-пустынников, например, Евагрия Понтийского, но и к аскетике свт. Василия Великого, хотя и был хорошо знаком с его догматикой и экзегезой.

Петр Борисович Михайлов выступил модератором секции "Авторитет свт. Амвросия в догматике".

В последний день конференции состоялась презентация проекта по изданию полного собрания творений свт. Амвросия на русском языке. Проект представили Н. А. Кулькова и прот. Александр Гринь – участник проекта, подготовивший перевод самого большого произведения свт. Амвросия – Толкования на 118 псалом. Этот текст выйдет в Издательстве ПСТГУ в двух томах (11.1 и 11.2) в 2022 году.