1 /
В ПСТГУ прошла работа секции «Богословие истории: традиция и современность»
28 января 2020 года в рамках зимней сессии XXX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ состоялась секция «Богословие истории: традиция и современность», организованная Научным центром Истории богословия и богословского образования.

Местом проведения секции стало основное здание ПСТГУ в Лиховом переулке. Председателем оргкомитета секции выступила заведующая центром Наталия Юрьевна Сухова.

Богословие как научное направление в последние десятилетия стремительно расширяет сферу «интересов» и применения полученных знаний. Неоднократно ставился вопрос и о богословском осмыслении исторического процесса. Тематические заседания секции были сформулированы как «Формирование "Богословия истории" в христианской традиции», «"Богословие истории" в русской традиции» и «Современный взгляд на "Богословие истории"».

Первое заседание открыл доклад П. В. Герасимова (храм свт. Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы) на тему «Библейская хронология как богословие истории». По мнению докладчика, Библия представляет нам историю спасения, совершаемую в конкретных исторических обстоятельствах, упорядоченных во времени. В докладе были рассмотрены богословские основы библейской хронологии как процесса упорядочивания событий и вычисления их датировок. Автор доклада предпринял попытку осмысления богословского содержания библейской хронологии с позиций функциональной основы библейской истории и как эсхатологической перспективы истории.

Следующий доклад «Два богословия истории: богословие империи-церкви еп. Евсевия Кесарийского и богословие двух градов свт. Августина Гиппонского» был представлен А. В. Наместниковым (НИИ соц. систем МГУ). Докладчик рассмотрел взгляды Евсевия и блаженного Августина как попытку осмысления библейского Откровения в понятиях и категориях античной культуры. Автор сделал попытку оценить уровень влияния неоплатонизма, Оригена и эллинистическо-римской политической культуры на Евсевия. Понимание же блаженным Августином Христа как неотъемлемой части народа Божия (Града Божия), по мнению докладчика, стало приближением к важнейшему положению библейского богословия истории.

Продолжила заседание О. О. Козарезова (МПГУ) с докладом об «Историософской концепции «Двух градов» блж. Августина и его рецепции в мистике западноевропейского Средневековья». В докладе автор сконцентрировалась на раскрытии той историософской концепции «двух Градов» блж. Августина, которая легла в основу средневекового теократического идеала. Как было отмечено, исторический процесс в такой перспективе имеет конечную цель соединения с Богом, а целью и смыслом истории человечества является стяжание Царства Божьего. С этой точки зрения, по мнению докладчика, можно говорить о теоцентризме средневековой культуры.

Второе заседание секции — «"Богословие истории" в русской традиции», началось с доклада «Богословие в истории: влияние идей религиозного кенозиса на начальное русское летописание», представленного А. В. Петровым (СПбДА, СПбГУ). Докладчик высоко оценил влияние на раннюю летописную историографию идей и настроений религиозного кенозиса авторской позиции летописцев. Были оценены возможности повышения уровня информативности летописей как источника для исторического исследования за счет фокуса на учительных задачах летописцев. Автор указал на основания для постановки вопроса о своеобразной «околокенотипической» интерпретации в летописи событий древнерусской истории.

Следующий доклад «История Руси и история Церкви в памятниках богословской мысли - Украины и Белоруссии конца XVI – начала XVII вв.» был представлен М. В. Дмитриевым (МГУ). Анализ религиозно-богословских установок мышления православных «книжников» украинско-белорусских земель конца XVI - начала XVII вв. (книжники круга Острожской академии, Захария Копыстенский, Иван Вышенский, Иов Борецкий и др.) и того, как они сказывались на понимании истории Руси и соотношения ее «светской» истории с историей Церкви: именно эту задачу автор сформулировал в качестве основной. Далее были подробно рассмотрены результаты исследований древнерусской модели представления прошлого и ее отличий от моделей «латинских» культур, приведены примеры соответствующих текстов и оценено влияние на выработку «общерусской» модели исторической памяти конфессионально-специфических факторов.

Доклад Н. Ю. Суховой (ПСТГУ) на тему «"История богословия" и "Богословие истории" в концепции Н. Н. Глубоковского» завершил второе заседание секции. Докладчик выделила парадокс, связанный с отношением богословия и истории: попытки их соотнесения нередко порождают коллизии. Одним из авторов, внесших немалый вклад в осмысление связи и оппозиции богословия и истории, является замечательный русский церковный историк и экзегет Н. Н. Глубоковский. «Богословие истории» Глубоковского было тесно связано с его пониманием «библеистичности», христоцентричности и сотериологичности исторического процесса. Иной взгляд на историю неизбежно пытается «растворить» домостроительное Божественное действие в безличном человеческом процессе, что по сути разрушает само понятие истории.

Третье заседание «Современный взгляд на "Богословие истории"» было открыто докладом П. Б. Михайлова (ПСТГУ) «История "Богословия истории"». Доклад был посвящен прояснению объема и содержания понятия богословие истории. Смысловым полем был избран генезис этого типа богословского познания. В качестве пограничных систем, представляющих альтернативные прочтения, представлены концепция двух Градов блж. Августина, понимаемая как христианская антропология истории, и триадическая концепция процесса мировой истории Иоахима Флорского, охарактеризованная как триадология истории. В последней части доклада были систематизированы и охарактеризованы наиболее значимые системы «богословия истории», представленные в XX в.

Продолжил заседание секции доклад на тему «Теологический историзм: "пролегомены" систематики», который представил С.А. Колесников (Белгородская ДС). Докладчик рассмотрел проблему соотнесенности исторического и теологического в эпистемологической парадигме современной науки. Было отмечено, что рассмотрение истории с теологической позиции позволяет осознать масштаб и целостность религиозной интерпретации исторических фактов, возвращает историческому свидетельствованию объективно конвенциональный характер. В заключение автор доклада выделил системообразующие принципы теологического историзма.

В завершение работы секции с докладом на тему «Как соотносятся друг с другом богословие истории и историческое знание?» выступил протоиерей Константин Костромин (СПбДА). Докладчик осветил один из наиболее трудных для решения вопросов: о соотношении богословия истории и исторической науки. Были отмечены особенности их междисциплинарной историко-богословской связи в рамках богословской антропологии, отчасти — библейской истории, философии как истории идей и эсхатологии. По мнению докладчика, нерешенным оказывается вопрос, насколько к этому историческому процессу, который изучает историческая наука, имеет отношение богословие истории.

С более подробными аннотациями представленных докладов можно ознакомиться на странице Научного центра Истории богословия и богословского образования.