Аллаегории
Выставка
Данте
Низвержение
о.Франческо
А. В. Пожидаева
Трон
Е. А. Виноградова
Выставка
Протоиерей Александр Салтыков
Л.С. Чаковская
1 /
В ПСТГУ состоялась искусствоведческая конференция в рамках фестиваля «Эпоха в миниатюре»
PDF версия

16 ноября 2021 года прошло заседание искусствоведческой секции конференции «Образы ада и рая в мировом искусстве» в рамках III Международного фестиваля ПСТГУ «Эпоха в миниатюре», посвященного в этом году 700-летию Данте Алигьери

Заседание секции открыл доклад о. Франческо Браски, профессора Миланского католического университета, директора отдела славистики Амброзианской библиотеки. Доклад был посвящен интереснейшей теме – пост-тридентскому искусству и изображению загробного мира в соответствии с предписаниями художникам Федерико Борромео – основателя Амброзианской пинакотеки.

В ходе конференции был рассмотрен и проанализирован обширный изобразительный материал – от иудейских мозаик поздней античности, выражавших образы рая (доклад Л.С. Чаковской (МГУ, ГИИ)) - до искусства XVII века (монс.Ф.Браски и др.).

Изображениям ада и рая в византийском искусстве были посвящены доклады                  Е. А. Виноградовой (ПСТГУ), сфокусировавшей свое внимание на иллюстрациях покаянных канонов (на исход души и Лествицу) и В. А. Симатовой (ГМИИ), давшей обзор развития темы в палеологовском искусстве. Иконографии ада, в частности образу сатаны в западноевропейском искусстве от средневековья до барокко – яркий, но полный устрашающих образов доклад М. Р. Майзульса (РГГУ), показавшего как образ Люцифера «обрастал» в веках атрибутами правителей, оставаясь, однако, узником ада, прикованного цепями.

Особое внимание было уделено миру Дантовской «Божественной Комедии». Участники конференции с большим интересом прослушали доклады А. В. Пожидаевой (ВШЭ) и А.Б. Мамлиной (ВШЭ), которые были посвящены изображениям загробного мира у Данте:   А. В. Пожидаева проанализировала иконографию трех ступеней входа в Чистилище, изображаемых обычно сделанными из различных пород камней в связи с текстом и визуальными образами, доступными в эпоху Данте, А.Мамлина – сцены вхождения Данте в преисподнюю и встречу со своими проводниками в рукописях XIV-XV вв.

Искусство итальянского ренессанса стало темой докладов О. А. Назаровой (ВШЭ) и       М. А. Лопуховой (МГУ). Эсхатологические ожидания эпохи ренессанса и их воплощение в образах искусства, в частности в сложных программах ренессансных капелл (О. Назарова), а также связь живописи ренессанса с практикой машинерии - церковных театрализованных представлений, которые устраивали братства на праздники (М. Лопухова), расширяют наши представления об эпохе Возрождения.

Протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ и доцент кафедры истории и теории христианского искусства, рассказал слушателям о духовных основах православной иконографии загробного мира, анализируя тексты древних св. отцов и свт. Игнатия Брянчанинова, выведя дискурс конференции на богословский уровень.

Участники и слушатели конференции посетили выставку «Эпоха Данте в книжной миниатюре: между Парижем и Константинополем». Экскурсии по выставке прекрасно провели студенты-искусствоведы 4 курса факультета церковных художеств: Балакина Ангелина, Савичева Алина и Стриевская Елена.

Выставка состоит из четырех разделов, в которых представлены фотокопии листов из рукописей, предоставленных миланской библиотекой Амброзиана, флорентийской библиотекой Лауренциана и крупнейшими отечественными собраниями – РНБ, РГБ и ГИМ. Центральное место отведено иллюстрированным рукописям «Божественной комедии» Данте и, соответственно, книжной культуре Италии XIV века. Париж был важнейшим центром книжной культуры в эпоху Данте, во втором разделе выставки выставлены французские готические рукописи конца XIII – начала XIV веков. В третьем разделе представлены греческие иллюстрированные рукописи эпохи палеологовского ренессанса, а четвертый раздел посвящен книжной культуре на Руси, в эпоху Данте еще находящейся в составе Золотой Орды, но уже постепенно налаживающей прежние связи с византийским миром. Таким образом, главный материал выставки – книжная культура эпохи Данте – второй половины XIII – первой половины XIV веков. На экспозиции также можно увидеть пергаментные листы из отдельных итальянских и французских рукописей XIII – XV веков, любезно предоставленных для экспонирования В. Е. Сусленковым, старшим преподавателем кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ.

Выставка открыта для посещения до 28 ноября, регистрация на экскурсии – на сайте фестиваля.