1 /
В ПСТГУ состоялась секция Ежегодной конференции по религиозным институтам
20 декабря 2019 года в Главном здании Свято-Тихоновского университета прошли заседания религиоведческой секции Ежегодной богословской конференции ПСТГУ «Религиозные институты и неформальная религиозность».

В качестве общей темы секции было предложено обсуждение современных процессов ослабления авторитета и значимости институциональных образований, индивидуализации религиозного сознания, что ведет, среди прочего, к демократизации вероучительной компетентности, ранее всецело принадлежавшей клиру. Указанные процессы, с одной стороны, являются вызовом для традиционных конфессиональных институтов – среди прочего, обуславливая снижение числа постоянных прихожан христианских церквей. С другой стороны, отдельные признаки «неформальной религиозности» обнаруживаются в литургических практиках и нарративах традиционных религий.

В ходе работы секции были представлены доклады разнообразной тематики, посвященные как историческим экскурсам, так и осмыслению современных явлений, а также содержащие теоретические обобщения. Модераторами секции выступили заведующий кафедрой философии и религиоведения профессор Константин Михайлович Антонов и организатор секции, преподаватель названной кафедры Александр Валерьевич Кольцов.

Доклад сотрудника Научного Центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ диакона Евгения Лютько «“Институционализация духовного”» в контексте развития неформальной духовности в России конца XVIII – первой половины XIX вв.» был посвящен прослеживанию истории понятия «духовного» в русских источниках синодального периода. На материале проповедей Стефана (Яворского), Духовного регламента, а также воспоминаний И. В. Лопухина была показана динамика содержательного наполнения этого концепта; рассуждения о «внутренней» - и, таким образом, индивидуальной – духовности были представлены как оппозиция церковной институционализации «духовного».

Елена Михайловна Мирошникова (Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина) представила доклад «Религиозные институты и неформальная религиозность: вызовы религиозного образования». Докладчица проблематизировала понятие «религиозного образования» и представила разнообразные стратегии его реализации в странах Европы. Обратившись к материалам современных исследований, Елена Михайловна продемонстрировала неоднозначность имеющихся критериев оценки и сопоставления различных подходов, а также указала на необходимость эмпирических исследований ситуации в современной России.

Блок исторических докладов был продолжен выступлением сотрудника Лаборатории исследований церковных институций ПСТГУ Сергея Александровича Воронцова. Представив доклад «Речь от лица церкви и речь от лица отцов на латинском западе в Поздней Античности: некоторые соображения», Сергей Александрович поставил вопрос о различии исторических моделей выстраивания оппозиции «частное – публичное». По мнению докладчика, современные рассуждения об институциональной и индивидуальной религиозности базируются на кантианском противопоставлении частного и публичного применения разума; в докладе была представлена попытка реконструировать категориальную модель рассуждений позднеантичных авторов о формализованной традиции.

Утреннее заседание завершилось докладом доцента Центра изучения религий РГГУ Владислава Станиславовича Раздъяконова «Неформальная религиозность как явление процесса индивидуализации религии (по материалам отечественных спиритуалистов конца XIX – начала XX века)». Доклад состоял из трех тематических блоков: общетеоретического, исторического и обобщающего, в котором воззрения русских спиритуалистов были классифицированы с точки зрения различных аспектов неформальной религиозности. В итоге феномен неформальной религиозности был представлен как следствие, с одной стороны, кризиса религиозного и научного нарративов, и, с другой стороны, большого внимания к личному духовному опыту.

Второе заседание секции открылось коллективным докладом представителей Лаборатории «Социология религии» ПСТГУ Кирилла Васильевича Маркина, Полины Викторовны Врублевской и Елены Викторовны Пруцковой «К изучению “слабой религиозности” в России: разработка и применение эмпирического инструментария Faith-Q-Sort». Выступление было посвящено демонстрации новой методики совмещенного анализа качественных и количественных данных, с помощью которой исследователи пытаются преодолеть сложность с изучением «невоцерковленных» православных респондентов. В основе методики лежит принцип тонкого анализа глубинных интервью, позволяющий выстраивать «мировоззренческие профили», которые могут стать инструментом классификации отдельных позиций.

Следующие два доклада носили характер «точечных» полевых исследований, проблематика которых напрямую связана с общей темой конференции. Так, доцент кафедры философии и религиоведения ПСТГУ Татьяна Александровна Фолиева выступила с сообщением «Малопольский путь Святого Иакова как пример институализации неформальных религиозных практик». В докладе были представлены как как общие статистические данные о возрастающем интересе к паломническим путям, связанным с памятью апостола Иакова, так и история одного такого маршрута, созданного энтузиастами в Польше. Любопытным образом, соотнесение этого отдельного явления с общей динамикой позволяет сделать неочевидные наблюдения о том, как институализация паломнических практик может вести к снижению их популярности в среде церковных верующих.

Сотрудница Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Татьяна Сергеевна Пронина представила итоги своих полевых исследований в докладе «Бриколаж религиозных идентичностей: на примере прихода пос. Демьян Бедный Тамбовской области». Излагая историю становления одной церковной общины, докладчица показала, что регулярное наблюдение за респондентами позволяет зафиксировать изменение религиозной идентичности прихожан с течением консолидации прихода вокруг настоятеля.

Доклад доцента кафедры философии и религиоведения ПСТГУ Ксении Александровны Колкуновой «Внеиституциональная религиозность или поиски нового института?», также опираясь на эмпирические исследования — в данном случае московских приверженцев «ченнелинга», — был выстроен как полемика с представлением о том, что маргинальная религиозность является проявлением индивидуализации религиозного сознания. Такой подход был охарактеризован как проявление нововременной тенденции встраивания отдельных явлений в идеальные схемы бинарных оппозиций. В противоположность этому было показано, что маргинализация религиозных практик неизбежно принимает новые институциональные черты.

В заключение работы секции был заслушан доклад преподавателя кафедры философии и религиоведения ПСТГУ Дарьи Александровны Ченцовой «“Believing without belonging?” — к вопросу о специфике религиозности современных российских мирян, практикующих исихазм». В этом сообщении эмпирический материал – поведение в интернет-форумах нецерковных приверженцев практик исихазма – был соотнесен с теорией «неконфессиональной религиозности».

Все доклады сопровождались активной дискуссией; благодаря тому, что все выступления были ориентированы на заявленную организаторами секции проблематику, материалы сообщений взаимно дополняли или критиковали друг друга. Безусловным положительным итогом работы секции стала возможность междисциплинарного и разностороннего обсуждения явления кризиса религиозных институтов, что привело к критике ряда исследовательских выводов и постановке новых вопросов.