В рамках XXV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ состоялось заседание секции «История и литература Христианского Востока» под руководством доктора богословия, заведующего кафедрой Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей ПСТГУ прот. О. Давыденкова.
20 января 2015 года в рамках XXV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ состоялось заседание секции «История и литература Христианского Востока» под руководством доктора богословия, заведующего кафедрой Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей ПСТГУ прот. Олега Давыденкова.
Первую часть заседания открыл доклад Е. А. Заболотного (МГУ) «Христология Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского: сравнительный анализ», в котором христологическое учение двух знаменитых представителей антиохийской школы было рассмотрено на примере понимания ими образа соединения двух природ во Христе через аналогию соединения души и тела. Опираясь на сохранившиеся фрагменты их сочинений и уделяя особенное внимание сирийским переводам, докладчик сделал вывод о крайне диофизитском характере христологии Диодора и, как следствие, о неоднородности развития антиохийской богословской школы.
Следующим выступил д. и. н. К. А. Панченко (ИСАА МГУ) с докладом «Булос аль-Хабис, коптский новомученик XIII в.: Судьба на фоне эпохи». В свойственной ему увлекательной и живой манере докладчик, проведя на основе анализа источников реконструкцию событий, рассказал о жизни этой выдающейся личности, незаслуженно обойденной вниманием как единоверцев, так и современных исследователей, но оставившей заметный след в мусульманской историографии.
В докладе к. ф. н. М. С. Булах (РГГУ) «Христианская терминология в эфиопско-арабском глоссарии XIV века» были представлены некоторые результаты ее исследовательской работы совместно с Л. Е. Коганом над лексическим списком из научной рукописи 1374/5 года, принадлежавшей йеменскому правителю аль-Малику аль-Афдалю. М. С. Булах рассказала об эфиопских христианских терминах, входящих в состав этого глоссария, употребление которых оказалось весьма неожиданным, учитывая их арабские соответствия.
Эфиопскую тематику продолжила С. Л. Кравченко (ИСАА МГУ) с выступлением на тему «Языковые контакты и их отражение в лексике амхарского языка». Исследовательница представила общую картину языковых заимствований в амхарском языке, распределив их по группам в соответствии с исходным языком: геэз, кушитские языки, греческий, арабский, португальский, итальянский, французский, английский,— и рассматривая в каждом отдельном случае исторические предпосылки такового языкового влияния.
И. А. Фридман (ПСТГУ) в докладе «Староамхарский экзегетический трактат “Виды творения” в корпусе текстов “Сынэ фытрэт”» рассказал об эфиопском аналоге «Шестоднева» из рукописи XVI–XVII веков, который он в настоящее время готовит для комментированного издания, сопоставив его с другими, уже опубликованными версиями аналогичных сочинений.
В завершение первой части д. и. н. Э. Е. Кормышева (РГГУ) представила вниманию собравшихся презентацию и доклад на тему «Особенности иконографии и сюжета храма Старой Донголы (Судан)», который стал продолжением ее прошлогоднего выступления о древних христианских храмах на территории Судана. В этот раз она сосредоточилась на храмовых росписях Донголы, столицы царства Макурия, продемонстрировав особенности изображения Троицы, Богородицы, церковных праздников, ангелов и некоторых святых (мучеников Мины, Меркурия, Космы и Дамиана), а также местных епископов и царей.
Вторая часть заседания началась с доклада М. Г. Калинина (ОЦАД, ЦНЦ ПЭ, МДА, РГГУ) «Понятие шхины в богословии прп. Исаака Сирина». В центре внимания оказался многоаспектный и трудный для перевода термин, восходящий к 1-й Книге Паралипоменон в версии Пешитты и таргумической традиции. Докладчик попытался выделить различные грани его употребления в третьем томе сочинений прп. Исаака Сирина, где оно по преимуществу выражает явленность Божественного действия в антропологической перспективе.
Д. и. н. С. А. Французов (ИВР РАН, восточный факультет СПбГУ) представил вниманию слушателей доклад «Предание о ниспослании с небес грамоты о почитании дня воскресного в арабо-христианской и эфиопской традициях», в котором продолжил начатый ранее анализ рукописи B.A.R. MS Orientale 365 из собрания Библиотеки Румынской академии. Его внимание привлекла сохранившаяся в составе этого манускрипта краткая (поздняя) арабо-православная редакция легендарного сочинения, имевшего широкое распространение на Христианском Востоке. Сопоставив некоторые ее фрагменты с эфиопской версией, ученый пришел к заключению, что последняя, вероятно, должна быть передатирована XIV веком, поскольку отражает, по его мнению, волновавшую тогда Эфиопскую Церковь дискуссию о субботствовании.
Следующая докладчица, также представлявшая Санкт-Петербург, — Е. В. Гусарова (ИВР РАН, отдел рукописей РНБ) — выступила с сообщением «Библейские цитаты в хронике царя Эфиопии Такла Гиоргиса I (конец XVIII в.)». После небольшого введения о системе образования эфиопских книжников, основанной на изучении Священного Писания, она последовательно разобрала примеры употребления библейских цитат в хронике, повествующей о царствовании Такла Гиоргиса I, сквозь призму фактов биографии этого правителя.
Вторая часть секции, как и первая, не осталась без искусствоведческой составляющей — Е. В. Левчук (МГАХИ им. В. И. Сурикова) выступил с презентацией на тему «Римские мозаики провинциальных центров. Техника исполнения мозаик провинциальных центров и поздних фаюмских портретов I-IV веков н. э.». На материале изображений преимущественно североафриканского происхождения он продемонстрировал развитие орнаментального и сюжетного направлений мозаичного творчества, подчеркнув, с одной стороны, подражание римским образцам, а с другой — наличие местных мотивов.
Вернуться из античности в современность побудил слушателей И. Д. Кашицын (ОЦАД) с докладом на крайне актуальную тему «Уничтожение христианства в Ираке: события 2014 года и их возможные последствия». Опираясь на статистические сведения и оценки экспертов, он проследил динамику исхода христиан из Ирака с 1990-х годов по настоящее время, акцентировав внимание на серьезной угрозе полного их исчезновения в этом регионе и на печальных последствиях такого развития событий для всего христианского мира.
Завершающим секцию стал доклад к. и. н. А. В. Муравьева (ИВИ РАН) под названием «Куста ибн Лука ал-Балбакки и его трактат “Китаб ал-фарк байна-р-рух уа-н-нафс”: между медициной и философией». Он был посвящен одному из многочисленных сочинений знаменитого арабо-христианского полимата IX — начала X века, в котором рассматривается вопрос о различии между духом и душой. Докладчик видит в этом произведении пример явления, обозначенного им как «медикализация аскетики», черты которого он находит также у несторианских мистиков VII–VIII веков. Другая интересная деталь — упоминание Кустой ибн Лукой славян в связи с развиваемым им учением об «избытке и недостатке».
Подводя итог, можно констатировать, что заседание секции в этом году с языковой точки зрения было сосредоточено преимущественно на семитской составляющей, охватив при этом самые различные научные сферы – средневековую и современную историю, филологию (включая лингвистику), богословие, искусствоведение. Состав участников включал как уже ставших завсегдатаями секции авторитетных ученых, так и молодых исследователей, активно осваивающих обширное поле изучения Христианского Востока.