1 /
В ПСТГУ состоялся доклад Джулии Константиновски (в монашестве Серафимы) о Филокалии свв. Макария и Никодима
13 декабря 2019 года Джулия Константиновски (в монашестве Серафима), преподаватель факультета теологии и религии Оксфордского университета, выступила в ПСТГУ с докладом «Некоторые аспекты истории создания сборника Филокалии свв. Макария и Никодима».

Монахиня Серафима занимается исследованием истории патристической мысли IV - нач. V вв., а также изучением истории Православия на Западе в XX в. В настоящее время преподает историю Церкви и патрологию в университете Оксфорда на факультете теологии и религии.

В своем докладе монахиня Серафима представила историю формирования сборника Филокалия через призму истории текстов Евагрия Понтийского. В этот сборник включены следующие тексты Евагрия: главы о молитве, которые были приписаны свт. Нилу Анкирскому, учение об аскетическом делании и исихии в уединении, тексты о рассуждении страстей и помыслов, отрывки из текстов о трезвении. Последние, верно атрибутированые, были включены в сокращенном виде и, кроме того, частично отредактированы с тем, чтобы христологические воззрения автора, осужденные на вселенском соборе, более соответстовали православному учению.

На основании сопоставления Филокалии с более ранней рукописью, обнаруженной на Афоне, докладчица показала, что традиция сборников подобного рода существовала задолго до составления св. Макарием и Никодимом своего сборника. Было высказано предположение, что в распространении таких коллекций особенную роль играла победа учения свт. Григория Паламы. В ходе доклада было показано, что свв. Макарий и Никодим не имели целью филологическую работу по установлению оригинальных текстов и их авторства, а также, вероятно, спешили при составлении сборника. Это собрание имело практическую направленность — восстановление христианской аскетической традиции в окружавшем их исламском мире. Известно, что, хотя христианство не каралось смертной казнью по законам Османской империи, в это время некоторые из учеников св. Никодима приняли мученическую кончину за христианскую проповедь среди мусульман. По-видимому, именно в этом контексте и появилось собрание аскетических текстов, известных нам как Филокалия.

В ходе дискуссии обсуждался вопрос о том, кому был адресован этот сборник. В русской традиции известно высказывание прп. Паисия Величковского, осуществившего перевод Филокалии на славянский язык, о том, что этот сборник будет полезен лишь монахам, в то время как мирянам может принести духовный вред. Монахиня Серафима высказала предположение, что святые составители сборника также не предполагали его распространение в «широких кругах», а чтение этого сборника сопровождали своим комментарием.