1 /
В ПСТГУ завершила свою работу Всероссийская конференция «Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее»

1-2 апреля 2019 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Российском Государственном гуманитарном университете состоялась конференция «Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее», организованная кафедрой философии и религиоведения ПСТГУ и Учебно-научным Центром изучения религий РГГУ. Конференция привлекла под свои знамена преподавателей, студентов и сотрудников из вузов, а также научных центров и учреждений культуры Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы и Томска.

Первый день открылся большой секцией «Православие в России: история и современность» под общим руководством Ксении Сергазиной и Петра Чистякова. Екатерина Негодяева (МГУ) рассказала о деятельности московского Общества любителей церковного просвещения, готовившего не только Собор, но и церковные реформы начала XX века. Исследователь предложила свой термин для обозначения деятельности этого просветительского общества – «церковное обновленчество» – и рассматривала его деятельность в контексте революционных событий начала века. Петр Чистяков (РГГУ) в своем докладе сфокусировался на особенностях политики в отношении религии в 1960-е годы, в частности, на деятельности комиссий по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, в задачи которых входило недопущение роста числа верующих в российских регионах. Анатолий Лещинский (КФУ) размышлял о началах автокефалии в России и близлежащих странах, о деятельности Высших временных церковных управлений в первые годы Советской России, о началах РПЦЗ и – на полях – о современных процессах на Украине. Елизавета Соломянник (ВШЭ) посвятила свой доклад патриарху Никону и двум его трудам – «Духовному завещанию» и «Духовному наставлению христианина». В центре сообщений Ксении Сергазиной (РГГУ) и Елены Воронцовой (МГУ/ПСТГУ) оказались представители старообрядчества и сектантства (христовщины) на территории Костромской епархии. Отдельное внимание в докладе Ксении Сергазиной было уделено термину «лжебогородица», появившемуся на страницах архивных материалов в середине XVIII века и связанному с церковным дискурсом.

На секции «Философия религии и религиозная философия» были заслушаны 4 доклада: Дарья Ченцова (ПСТГУ) рассказала об интерпретации творчества Ф.М. Достоевского в русской религиозной мысли. В центре внимания докладчика находилась малоизвестная работа А.С. Глинки-Волжского, посвященная интерпретации творчества великого писателя, а также работы Н.А. Бердяева и С.Л. Франка. Понимание отношения Христа-Богочеловека и человечества русскими художниками XIX-нач. XX вв. было представлено Анастасией Новоселовой (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Максим Пылаев (РГГУ/ПСТГУ) предложил оригинальное сопоставление понимания религии у Л.Н. Толстого и у В. Германа: общие корни их понимания соотношения этики и религии восходят, по мнению докладчика, к И. Канту. Вопрос об отношении к религии современных отечественных популяризаторов естественно-научного знания было предметом сообщения Олега Домокеева (РПУ им. Иоанна Богослова). Все доклады сопровождались дискуссиями, в центре внимания которых была тема соотношения отечественных и западных подходов к проблематике философии религии.

На секции по «Психологии религии» состоялись выступления Андрея Антоненко (РГГУ), рассказавшего о религиозных актах сознания, и Михаила Базлева (РГГУ), поведавшего о полиморфности мышления в исследованиях духовных видений и голосов. Благодаря достаточному количеству времени оба докладчика смогли в полной мере рассказать о результатах своих исследований. Доклады в некоторой степени дополняли друг друга. Андрей Антоненко поделился своими соображениями о понимании религиозных актов сознания Г. Г. Шпетом, а Михаил Базлев описал подходы к изучению исследований духовных видений и голосов. В обсуждении первого доклада была затронута интересная мысль о том, может ли человек, не владеющий речью иметь религиозные акты сознания. По мнению докладчика, такое невозможно, но не все слушатели были с ним согласны. Второе доклад вызвал активное обсуждение того, где проходит грань между религиозными видениями и психическими отклонениями. Пока однозначного ответа на этот вопрос нет, но будем надеяться узнать его в будущем из диссертации Михаила.

Завершился первый день совмещенными секциями «Социология религии» и «Новые религиозные движения». Ключевым понятием объединенных секций стала мотивация. В докладе Мирослава Ясина (РЭУ им. Г. В. Плеханова) рассматривалась апробация типологии религиозной мотивации к выборке российских православных христиан, иудеев и кришнаитов. Юлия Карпич (НИУ ВШЭ) рассказала о проекте исследования механизмов влияния религиозности на политические представления на примере Липецкой области. Марина Бигнова (Лицей №106 «Содружество», Уфа) поделилась своими наблюдениями об исследовании новейших религиозных движений и сложностях религиоведческого описания этой изменяющейся реальности на примере движения «Аллат Ра». Завершил секцию доклад Александры Беловой (ЕУ), посвященный женским религиозным практикам как средству формирования социальной идентичности. Оживленное обсуждение возвращалось к вопросам мотивации респондентов и методологии количественных и качественных исследований религиозности.

Открывала второй день конференции в РГГУ секция «История религии», сообщения которой были посвящены различным темам и аспектам истории религии. При этом основное содержание докладов первой части секции было тесно связано с проблематикой библеистики. Дарья Опенченко (МГУ) поделилась своими соображениями об аскетизме в эпоху раннего иудаизма на материале Третьей книги Ездры. Александра Сгоннова (ПСТГУ) рассказала присутствующим о контексте библейского диспута о подати кесарю. Юлия Харитонова (ПСТГУ) сообщила о ритуальных проклятиях из Малой Азии. Екатерина Коршикова (ПСТГУ) рассказала о рецепции античного наследия в трактатах Мартина Брагского. Завершала секцию Дарья Егорова (ПСТГУ), представившая (в том числе, на полевых материалах) проблему религиозной самоидентификации современных ненцев Ненецкого автономного округа. Также на секции был заслушан доклад Тинатин До Егито (ПСТГУ), посвященный анализу кинематографа 20-30-х гг. как средству поиска религиозных корней тоталитарными режимами XX века.

Параллельно секции «История религии» проходила секция «История религиоведения». Эта секция собрала доклады, посвященные самым разным кейсам, которые так или иначе относились к политическому контексту углубления и распространения знаний о религии. Борис Сажин (СФИ) описал программу исследований народника А. С. Пругавина и политическую идеологию, стоящую за ними; Ксения Рашковская (РГАЛИ) реконструировала процесс формирования фондов и появления музеев после Октябрьской революции в связи с антирелигиозной политикой государства; Елена Гордиенко (РГГУ) познакомила слушателей с исследованиями вьетнамского культа духов-покровителей общины французским институтом изучения Дальнего Востока 1930-х годов в связи с французской колониальной политикой.

Секция «История спиритуализма в России» была посвящена темам, связанным с историей, практикой и идеологией русских спиритуалистов конца XIX – начала XX века. Фокус внимания исследователей был направлен на православный культурный контекст спиритуализма, его влияние на содержание его учений и практик. Мария Пермякова (РГГУ) рассказала об имеющихся материалах к истории Кружка для исследований в области психизма, а также показала, в чем заключались основные направления его деятельности. Предметом исследования Анастасии Маклаковой (РГГУ) стала спиритуалистическая эсхатология, прежде всего, как она представлена в религиозных практиках Московского спиритического кружка. Владислав Раздъяконов (РГГУ) рассказал об истории спиритуалистической деятельности Елены Молоховец и основных дискурсах ее религиозного учения. Тихон Спирин (РГГУ) поведал о воззрениях русских спиритуалистов на природу «вещего сна», показав связь их представлений с православной традицией. Завершил секцию Артем Шевчук (РГГУ), рассказавший о Смоленском теософском обществе, восприятии его деятельности в публикациях на страницах теософской и православной периодики, а также его истории, идеологии и практики. Заключительным аккордом секции стал доклад примкнувшей к историкам спиритуализма Елены Стафеевой (ТГУ), сообщившей о специфике переосмысления мифологических и религиозных символов и ритуалов в работниках акциониста Германа Нитша.