1 /
В рамках ХХХ Ежегодной богословской конференции ПСТГУ прошла работа секции «Религиоведение»
24 января 2020 года докладчики на религиоведческой секции затрагивали темы, связанные с проблемами сохранения территориального пространства России, а также различные религиоведческие, религиозно-философские и богословские вопросы.

Открыл работу секции доклад доктора физико-математических наук, профессора, заведующего кафедры Миссиологии ПСТГУ Андрея Борисовича Ефимова «Отношение к земле и владению землей в Священном Писании Ветхого Завета».

Доктор географических наук, профессор, старший научный сотрудник Института географии РАН Алексей Николаевич Гуня («Больше, выше, севернее…? Критическое осмысление некоторых современных зарубежных публикаций о роли пространства для России») критически проанализировал распространенные точки зрения зарубежных исследователей на роль пространства для России на примере философских течений: евразийства и русского космизма, а также складывающегося в последнее время современного тренда России на север.

Кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент ПСТГУ Николай Николаевич Павлюченков («Русские религиозные философы о феномене территориального пространства России») отметил, что быстрый рост территории России в XVI-XVIII вв., как и сам феномен государства, обладающего огромным географическим пространством, были предметом особого внимания в русской религиозной философии. В обзоре были представлены взгляды на данную проблему, главным образом, И. В. Киреевского и П. А. Флоренского.

Доктор физико-математических наук, профессор кафедры Миссиологии ПСТГУ Юрий Трофимович Лисица («Масштабизация пространства в эмпирическом, психологическом и духовном планах») рассмотрел основы психологических и духовных законов, связанных с «внутренним пространством» (область нравственности), «священным пространством» (область церковной жизни) и с «духовным пространством» (область отношения с Богом).

Кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского художественно-промышленного института Татьяна Александровна Лисица («Понимание Родины в философии С. Н. Булгакова») отметила, что изучение понимания Родины русскими философами начала XX века способно преодолеть формализм в дефиниции данной категории, раскрыть ее сущность.

Особый интерес вызвал доклад Владимира Николаевича Катасонова, доктора философских наук, доктора богословия, профессора ОЦАД «Цивилизация как ересь». Докладчик сопоставил взгляды христианства и современной секулярной цивилизации на познание, этику, историю, культуру и другие области человеческой деятельности.

Во второй части заседания магистр теологии, педагог дополнительного образования Казанского Федерального Университета Клара Александровна Каледина («Апология смирения — основной приоритет творчества Ф. М. Достоевского») рассмотрела возможность нахождения некоторого общего направления теологического поиска в творениях Достоевского и привела примеры из произведений Ф. М. Достоевского, относящиеся к роли смирения в жизни героев и осмыслению представлений о свободном выборе личности.

Кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент кафедры Систематического богословия и патрологии ПСТГУ Сергей Анатольевич Чурсанов («Предпосланные онтологические основания восприятия религии в богословской мысли В. Н. Лосского и схиархимандрита Софрония (Сахарова)») сосредоточил внимание на выявлении в богословском наследии В. Н. Лосского и схиархимандрита Софрония (Сахарова) представлений о гносеологических истоках и онтологических основаниях естественного религиозного сознания.

На секции также выступили доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ и ПСТГУ Павел Георгиевич Носачев («Исследования посмертного опыта: к вопросу о границах богословского дискурса»), магистр теологии, преподаватель ПСТГУ Вячеслав Евгеньевич Тихонов («Рецепция понятия соборности А.С. Хомякова в социальной онтологии и экклесиологии С.Л. Франка»), кандидат философских наук, научный сотрудник Института Философии РАН Татьяна Сергеевна Самарина («Понимание мистицизма в феноменологии религии Рудольфа Отто и Фридриха Хайлера»), кандидат географических наук, доцент, ведущий научный сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Николаевич Голубчиков («Актуализм как вызов Священному Писанию и его влияние на науку»), кандидат географических наук, старший научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова Ольга Ивановна Маркова («Увеличение числа храмов в Москве – изменение городских территорий или рост числа верующих?»), религиовед, клирик Московской епархии РПЦ протоиерей Кирилл Седов («Иудео-христианские средневековые диспуты»), религиовед, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Андрей Дмитриевич Редкозубов («Некоторые отличительные особенности представлений о духовном мире в исламе и православии»), религиовед Дмитрий Николаевич Дементьев («Пророческое служение в Исламе, в свете Православного вероучения») и религиовед, ответственный секретарь Научного совета по религиозно-социальным исследованиям ООН РАН Владимир Иванович Немыченков («Религиозная символика на денежных знаках современной России: аргументы за и против»).