1 /
В рамках зимней сессии XXV Ежегодной богословской конференции прошли заседания секции "Церковное пение"
PDF версия

20 - 21 января 2015 г. в рамках зимней сессии XXV Ежегодной богословской конференции состоялись четыре заседания, в которых приняли участие постоянные и частые гости секции «Церковное пение».

Это, прежде всего, д. иск. зав. кафедрой истории русской музыки  проф. З. М. Гусейнова (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова), д. иск. ведущий научный сотрудник ГИИ М. П. Рахманова, д. иск. проф. РАМ им. Гнесиных Н. В. Заболотная, д. иск. доц. кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского Н. Ю. Плотникова, к. иск. доцент, науч. сотрудник Т. Г. Казанцева (НГК им. М. И. Глинки, ГПНТБ СО РАН), к. иск. доц. кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского Т. Ю. Чернова, к. иск. доц. кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского Т. А. Старостина, ст. научный сотрудник ГИИ к. иск. А. В. Лебедева-Емелина, научные сотрудники НИЦ им. прот. Д. Разумовского А. А. Елисеева, к. иск. О. В. Тюрина, к. иск. И. В. Старикова (МГК им. П. И. Чайковского), к. иск. доцент И. П. Шеховцова (РАМ им. Гнесиных), науч. сотрудник Центрального музея культуры и искусства им. Андрея Рублева Л. В. Кондрашкова. В ряду впервые выступавших на конференции ПСТГУ докладчиков были к. иск. доц. кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского Е. А. Николаева и к. иск. доц. МГК им. П. И. Чайковского И. В. Вискова, а также начинающие свой творческий путь молодые исследователи – А. С. Лабазова (СПбГК), Е. Е. Гатовская, Н. Э. Рыбакова, Т. В. Скирская (аспиранты ПСТГУ).

Представляя различные кафедры Факультета церковного пения ПСТГУ, на заседаниях выступили доц. зав. кафедрой регентования, гл. регент храма свт. Николая в Кузнецах Т. И. Королёва, к. иск. доц. В. Ю. Григорьева (кафедра регентования); к. иск. доц. В. П. Павлинова (кафедра истории и теории музыки); д. пед. наук проф. Б. Д. Критский (кафедра хорового дирижирования); ст. преп. Ю. Н. Кузнецова (кафедра сольного пения).

На заседаниях присутствовали студенты II – V курсов, преподаватели и аспиранты ПСТГУ, представители других научных учреждений.

Два основных направления современной музыкологии составили доклады по различным проблемам музыкальной медиевистики и проблемам изучения партесных сочинений.

Тематика других выступлений в целом также оказалась разнообразной. Два из них  посвящались регентам, чей жизненный путь стал истинным служением Богу: архимандриту Матфею (Мормылю) и «рядовому» регенту Т. И. Мищенко. Явное внимание аудитории привлекли доклады о литургических истоках творчества М. П. Мусоргского и о действительном авторстве песнопения «Ангел вопияше», долгие годы приписывавшегося Мусоргскому. О своеобразном преломлении духовной традиции в отечественной и зарубежной музыке XX – начала XXI вв. говорилось в связи с персоналиями: ими были Николай Корндорф и Хенрик Миколай Гурецкий. Два выступления касались основ педагогического и исполнительского мастерства: одно из них можно назвать приношением Учителю – А. В. Свешникову, другое приглашало к обсуждению существенных вопросов, связанных с практикой вокального интонирования. Проблематика остальных выступлений была связана с областью музыкальной эстетики и научной терминологии, отдельными методически важными аспектами  анализа церковных и народных напевов.