Ведущий научный сотрудник ПСТГУ А. А. Кострюков принял участие в международной конференции в Сербии
20 ноября 2019 года в городе Нови Сад доктор исторических наук А. А. Кострюков выступил на конференции «Русская эмиграция в Сербии в ХХ веке», организованной научной библиотекой «Матица Сербская» и Новосадской епархией Сербской Православной Церкви.

В нынешнем году отмечается трагическая дата – столетие начала русского исхода. Спасаясь от ужасов войны и репрессий, люди покидали страну, большинство из них навсегда. Русским беженцам дали приют Америка и Китай, Франция и Германия, Болгария и Бельгия. Однако особое место в этом ряду занимает Сербия, именовавшаяся в те годы Королевством сербов, хорватов и словенцев.

Почти четверть века здесь проживали первоиерархи Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) и действовал Архиерейский Синод. Тема русского исхода и русского присутствия в Сербии остается актуальной и интересной до сих пор.

В научном форуме принял участие представитель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ доктор исторических наук А. А. Кострюков.

Заседания конференции прошли в актовом зале библиотеки «Сербская матица». С приветственным словом к участникам обратились епископ Мохачский Исихий и директор библиотеки С. Радулович. Председательствовал на заседании научный сотрудник «Сербской матицы» доктор теологии М. Брандобранский.

С докладом о русских беженцах в Нови Саде выступил директор исторического архива (г. Нови Сад) П. Джурджиев. По словам докладчика, количество русских беженцев в городе составляло около 2 тысяч человек. Здесь была русская гимназия, детский сад, большие книжное издательство, клубы и кружки. В Нови Саде одно время проживал изобретатель И. Сикорский.

Русскими архитекторами были спроектированы городская больница и Дом офицеров. Для общины эмигрантов из России была выделена особая часовня, не вмещавшая всех молящихся. Проходил сбор средств на строительство более просторного храма, однако его строительству помешала Вторая мировая война.

Тему продолжил профессор философского факультета Белградского университета А. Тимофеев, рассказавший о беженцах в Сербии в годы Второй мировой войны и послевоенные годы. Автор отметил, что подсчитать точное количество эмигрантов крайне затруднительно из-за того, что прибывающие часто принимали сербское гражданство и уже не считались беженцами.

Исследователь обратил внимание и на развитие в эмиграции монархических идей. А потому русские, принимавшие участие во Второй мировой войне, занимали сторону партизан-монархистов. Около 300 русских партизан погибло от коммунистов-титовцев, однако погибали они как монархисты, а не как русские. Неприятие коммунистической идеологии привело к тому, что немалая часть эмигрантов вступила в Русский охранный корпус, действовавший против коммунистов.

После войны положение беженцев в Югославии ухудшилось. Опасаясь за свою свободу и жизнь, русские переставали использовать родной язык даже внутри семей. Многие попросту покидали страну. По мнению автора доклада, 1950-е гг. стали концом русской эмиграции в Югославии, как социального явления.

Научный сотрудник Института новой истории Сербии М. Живанович рассказала о мемориальных комплексах русской эмиграции в Сербии. Поколения изгнанников уходили, и далеко не все захоронения сохранились. Одни могилы уничтожались из-за неоплаты, другие — из-за отсутствия ухода, третьи – в результате войны. В докладе прозвучали интересные сведения об истории создания некрополей, в том числе и русского участка Нового кладбища, где похоронены многие выдающиеся деятели эмиграции – архиереи, священники, богословы, военные.

Сохранились и другие памятники – архивные. Этому вопросу посвятил свое выступление директор архива Сербской Православной Церкви Р. Пилипович, рассказавший о документах и материалах личного характера, хранящихся в фондах архива.

Доктор исторических наук А. Кострюков (ПСТГУ) посвятил выступление взаимоотношениям между Сербской и Русской Зарубежной Церквами в 1960 – 1980-е гг. Для Русской Зарубежной Церкви, во главе которой стоял митрополит Филарет (Вознесенский), это был непростой период, отмеченный влиянием группы ревнителей, настаивавшей на разрыве с Поместными Церквами.

По этой причине некоторые представители Зарубежной Церкви даже выступили в поддержку дионисиевского раскола, потрясшего Сербскую Церковь. Однако здравый смысл восторжествовал, и РПЦЗ осталась в общении с законной сербской иерархией. Вместе с тем Сербская Церковь отказалась поддержать попытки московского священноначалия применить меры прещения к Русской Зарубежной Церкви.

Профессор Богословского факультета Белградского университета В. Пузович выступил с докладом «Русская эмиграция и православный богословский факультет в Белграде». Автор доклада рассказал о русских преподавателях университета, а также о его выпускниках. Тесное общение между богословами обогащало науку. Так, например, по просьбе Сербской Церкви профессора Доброклонский и Глубоковский подготовили исследование о хиротониях в Англиканской Церкви. На фоне начавшегося диалога с нехалкидонскими Церквами русские богословы исследовали проблему возможного примирения.

Доктор исторических наук В. И. Голдин (Северный Арктический федеральный университет) рассказал о военной эмиграции в Югославии. В 1921 – 1926 гг. в Сремских Карловцах находился штаб генерала П. Н. Врангеля, а потому именно Югославия стала центром военной эмиграции. В 1924 г. здесь был организован Российский общевоинский союз (РОВС). Белград был главным центром военного эмигрантского книгоиздательства.

Большой интерес вызвал доклад доктора исторических наук В.И. Косика (Институт славяноведения РАН). Исследователь посвятил свое выступление судьбе русского духовенства в Югославии в первые послевоенные годы. После неожиданного отъезда из Югославии Зарубежного Синода в 1944 г. оставшееся эмигрантское духовенство находилось в неопределенном положении.

Принятие в юрисдикцию Московского Патриархата несколько исправило ситуацию. Однако сразу после установления в стране коммунистической власти начались аресты духовенства. Еще тяжелее стало пастырям после ухудшения отношений Сталина и Тито. В. И. Косик привел целый ряд печальных примеров, когда русские пастыри оказались за решеткой по надуманным поводам.

Историк и краевед А. Арсеньев (Нови Сад) рассказал о волнах русских эмигрантов в Сербии. Автор доклада обратил внимание, что исследователи, описывая положение эмигрантов в разных странах, как правило, посвящают большую часть исследования положению в столицах. Расселение беженцев в других регионах остается без внимания, хотя интересных материалов по провинции немало. Как складывалась жизнь изгнанников в сербской глубинке, как обустраивались здесь русские люди – обо всем этом участники конференции узнали из содержательного доклада.

Доклады конференции планируется издать в специальном сборнике.