1 /
Вероника Григорьева: В ПСТГУ студенты овладевают всем спектром навыков для церковного пения

Вероника Юрьевна Григорьева (Перелешина) – кандидат искусствоведения, руководитель хора Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, выпускница факультета церковного пения 2003 года, рассказывает о том, как еще в университете она увлеклась изучением древнерусской певческой традиции и как это определило ее дальнейшую жизнь.

«Регентом я стала раньше, чем поступила в институт, – начинает свой рассказ Вероника Григорьева. – Регентую с 1992 года: шесть лет в храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово, затем девять лет в храме Святителя Николая в Кленниках и уже 11 лет в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове». Прорегентовав год, по совету духовника, в то время настоятеля Спасского храма в Перово, протоиерея Александра Дасаева Вероника стала учиться в ПСТГУ. Поскольку Вероника получила лишь домашнее музыкальное образование – ее отец и мать музыканты – то вначале она поступила на подготовительное отделение факультета церковного пения.

На факультете Вероника вместе со всеми изучала обычное многоголосное церковное пение, которое употребляется сейчас повсеместно. Наряду с этим студенты изучали историю древнерусского церковного пения и знаменную нотацию. Эти предметы заинтересовали Веронику и оказали влияние на выбор направления специализации. «Когда встал вопрос о выборе темы дипломной работы, я подумала, что хотела бы заниматься древнерусской традицией», – вспоминает Вероника. Она поясняет, что с древнерусскими песнопениями ей приходилось сталкиваться и раньше, так как некоторые из них пелись во время служб: «Древнерусские песнопения очень сильно отличаются и по стилистике, и по складу, и по средствам выразительности от того, что звучит сейчас повсеместно. Самое яркое отличие – это пение в унисон. Мелодика, выразительные и художественные средства в древнерусском пении – всё совершенно другое, чем в современном гармоническом». Начиная с 5 курса учебы, после 10 лет регентования в храмах, где было обычное партесное пение, Вероника начала специализироваться на древнерусской тематике.

Руководителем ее дипломной работы стала доктор искусствоведения, профессор Мария Владимировна Богомолова. Мария Владимировна учила студентов работать с рукописями, архивными источниками, расшифровывать крюковую нотацию, что было и интересно, и сложно.

Во время написания дипломной работы Веронике пришлось много работать с рукописями, и она поняла, что древнерусское пение – это целостная система распевов и песнопений, которая очень тесно связана с уставом, учитывает абсолютно все нюансы богослужения и образует единое целое с Типиконом. Пришло понимание того, что песнопения – это не что-то внешнее, что «прилагается» к службе, а ее неотъемлемая часть. «На Руси эта часть богослужебной культуры была чрезвычайно тщательно и скрупулезно разработана. При этом древнерусское пение отличается редкостной красотой, самобытностью и разнообразием. Я решила, что буду и дальше изучать древнерусскую певческую культуру», – рассказывает Вероника о своем решении продолжать исследования. Для этого после окончания факультета церковного пения она поступила в аспирантуру ПСТГУ на специальность «Музыкальное искусство», которую окончила в 2007 году. Через год также под руководством доктора искусствоведения М. В. Богомоловой она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура (на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря)».

Еще в 2002 году, во время учебы, Веронике Григорьевой предложили работу в университете, а после окончания обучения она уже преподавала на факультете церковного пения ряд практических и теоретических дисциплин — регентское мастерство, курсовой хор, хоровой класс, историю и теорию древнерусского церковно-певческого искусства, дешифровку древнерусских нотаций, историографию русской музыкальной медиевистики, руководила написанием курсовых и дипломных работ. В 2005 году Вероника стала заместителем заведующей кафедрой регентования и проработала на этой должности пять лет. Вскоре, после защиты диссертации, ей было присвоено звание доцента.

Теория – это хорошо, но практика – это то, что помогает по-настоящему почувствовать всю красоту и величие древнерусской традиции. В 2009 году Вероника стала певчей в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, в котором служат древнерусским чином — так, как служили на Руси до середины XVII века, а со временем стала там головщиком (так раньше называли руководителя церковного хора). С 2013 года при Покровском храме действует Школа знаменного пения, в которой Вероника стала преподавать.

В 2016 году по благословению митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) на базе Покровского храма был создан хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции. Была поставлена задача в относительно сжатые сроки, примерно за полгода, собрать певческий коллектив и подготовить его к богослужебной практике. Изначально обязательным условием участия в хоре было музыкальное образование и профессиональные певческие навыки. Задача организации была поручена головщикам Покровского храма – Веронике Григорьевой и ее супругу, Даниилу Григорьеву, который располагал большой коллекцией архивных аудиозаписей, сделанных в различных старообрядческих общинах. Основным исполнительским ориентиром хора Патриаршего центра является поморская певческая традиция, поэтому важную роль в формировании хора играло развитие у певцов соответствующего слухового багажа. Даниил Григорьев учился непосредственно у носителей живой певческой традиции – староверов федосеевского и поморского согласий; благодаря этому участники хора могли перенимать исполнительские особенности знаменного пения прямо с голоса учителя. Из желающих петь в хоре была отобрана группа в десять человек, показавших наилучшие способности усваивать материал «с голоса». Участниками хора стали студенты и выпускники московских музыкальных вузов — Российской академии музыки им. Гнесиных, Академии хорового искусства им. В. С. Попова, Московского института музыки им. А. Г. Шнитке, причем больше половины из них по своей основной музыкальной специальности фольклористы, а трое уже имели некоторый опыт пения на клиросе.

В храме Покрова в Рубцове для пения используются исключительно крюковые певческие книги древнерусской и поморской традиции, ненотированные книги дореформенной печати (репринтные издания). Для участия в церковной службе членам хора требовалось не только изучить знаменную нотацию и основной круг песнопений, но и овладеть целым комплексом навыков: научиться церковному чтению, познакомиться с обрядовыми особенностями богослужения по древнерусскому чину, которые имеют достаточно большие различия с богослужением по «новому» обряду, усвоить основы церковного предания и традиции церковно-приходской жизни.

Сейчас Вероника – признанный специалист в области древнерусского певческого искусства, руководит хором, преподает церковное пение, чтение и продолжает заниматься научно-исследовательской деятельностью: публикует научные статьи, выпускает учебно-методические пособия и монографии о древнерусском певческом искусстве и певческих традициях старообрядцев.

К теме древнерусского церковного пения в настоящее время существует устойчивый и живой интерес: целый ряд общин, в том числе монастырских, в России, на Украине, в Белоруссии, в Абхазии придерживаются старой традиции богослужения, находясь при этом в лоне Московского Патриархата. Представители этих общин приезжают в Центр, занимаются на обучающих семинарах. С конца 2017 года хор ведет концертно-просветительскую деятельность. «У нас есть целая карта знаменного пения в современной России, – рассказывает Вероника. – Мы участвуем в концертах и хоровых фестивалях, различных культурных акциях, проводим лекции-концерты в России и за рубежом».

История Вероники Григорьевой показывает, как студенческое увлечение дипломной темой может определить всю дальнейшую жизнь человека. В отличие от многих других музыкальных вузов в ПСТГУ студентам преподают историю церковного пения и знакомят с древнерусской крюковой нотацией. Конечно, для того чтобы стать специалистом, одного знакомства мало, а между знанием и владением на практике существует огромная дистанция. Однако Вероника считает, что обучение на факультете позволяет студентам охватывать весь спектр знаний и навыков в области церковного пения, так что им остается только сделать свой особый выбор.

Ютуб-канал хора: https://www.youtube.com/channel/UCjoKHRCs0vKMMy3krnr-E6gFUCjoKHRCs0vKMMy3krnr-E6g%3Fview_as%3Dsubscriber&post=82846535_1930&cc_key=