1 /
Вопросы православной педагогики обсудили на секции богословской конференции ПСТГУ
21 января 2020 года в рамках XXХ Ежегодной Богословской конференции была проведена секция аспирантов и молодых ученых педагогического факультета ПСТГУ «Актуальные вопросы современной педагогической науки в контексте православной традиции», которая прошла в Филаретовском зале Главного здания ПСТГУ.

Руководителем секции выступила доцент кафедры педагогики и методики начального образования, руководитель образовательной программы аспирантуры, кандидат педагогических наук Антонина Владимировна Агеева.

Программа конференции была насыщенной, многосторонней и включала в себя большой список выступающих.

В начале конференции слушателям был представлен доклад аспирантки первого года обучения Дарьи Дмитриевны Кочкиной, посвященный анализу книги «Основы православного христианского воспитания» Джона Л. Бужамры как средоточию воспитательных идей приходского попечения о подрастающем поколении в православной Америке. Докладчица сделала акценты на американской идее целостного приходского образования и проанализировала ключевые компоненты программы «Воспитание самих себя и наших детей в благочестии», рассчитанной на подготовку школьных учителей и директоров православных школ.

Затем выступили гости педагогического факультета – аспирант Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Светлана Геннадьевна Тимченко, студентка третьего курса Балтийского Федерального Университета им. И. Канта Влада Сергеевна Клепцова и выпускница магистратуры Московского Государственного областного университета Татьяна Витальевна Буклакова.

Доклад Светланы Геннадьевны Тимченко был посвящен анализу основных направлений образовательной деятельности Санкт-Петербургской митрополии на современном этапе. Автором были выделены и описаны этапы, ключевые фигуры и приоритетные направления образовательной работы в митрополии. Горячую дискуссию вызвали идеи развития воскресных школ на современном этапе.

Выступление Влады Сергеевны Клепцовой «Древнерусское житие преподобного Сергия Радонежского как источник изучения литургического текста» коснулось проблемы интеграционных связей в области филологии и православной культуры. Влада Сергеевна на примере Жития прп. Сергия показала возможность проведения параллелей с Литургическим Преданием Церкви при изучении литературных памятников. Помимо гимнографических текстов автор привлекала иконографический материал.

Сообщение Татьяны Витальевны Буклаковой «Педагогические условия организации духовно-нравственного воспитания в начальной школе женской православной гимназии» было посвящено проблеме организации педагогической среды, способствующей началам духовно-нравственного воспитания девочек младшего школьного возраста. Татьяна Витальевна рассказала о своей работе в Александровской женской гимназии в поселке Акатово (Клинского городского округа) и личном опыте в области организации воспитательных мероприятий.

Следующие доклады были посвящены проблемам воспитания детей дошкольного возраста.

Аспирантка первого года обучения Ирина Валерьевна Забегайлова выступила с докладом «Опыт духовно-нравственного воспитания детей четырех-пяти лет в условиях дошкольного образовательного учреждения». В нем автором были раскрыты возможности использования духовного наследия свт. Феофана Затворника при формировании концепции нравственного воспитания дошкольников.

В качестве практического примера слушателям была представлена программа нравственного воспитания, а также разъяснена структура применяющихся в ходе реализации данной программы воспитательно-образовательных ситуаций, базирующихся на христианских нравственных добродетелях. Большой интерес у аудитории вызвала подборка мультипликационных фильмов советского периода, используемых автором в качестве одного из воспитательных средств.

Аспирант третьего года обучения Александра Владимировна Соколова подготовила сообщение на тему «Содержание и формы педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей». Александрой Владимировной были выявлены, сформулированы и изложены формы работы с детьми в области музыкального воспитания, предполагающие педагогическое партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Подробно рассматривались такие организационные формы, как клубы-беседы, проекты, концерты, организация праздников. Помимо этого, докладчица поделилась информацией о самых распространенных трудностях, встречающихся на пути реализации партнерства музыкального руководителя с родителями воспитанников.

Анна Владимировна Крат, аспирант первого года обучения, открыла серию докладов, посвященных различным аспектам работы с детьми школьного возраста. Ее доклад «Особенности организации образовательного процесса в православных общеобразовательных школах разного вида» был посвящен сравнительной характеристике ряда православных школ и гимназий, имеющих различное подчинение и статус.

Несмотря на сравнительно небольшую выборку, был представлен интересный материал, касающийся различных аспектов учебной работы, воспитательной деятельности и организации досуга в православно-ориентированных школах различного типа. Докладчице было задано множество вопросов, касающихся отличительных черт учебных заведений, попавших в выборку.

Наталья Владимировна Смекалина, обучающаяся в аспирантуре ПСТГУ второй год, рассказала о проблемах формирования коммуникативных умений учащихся на уроках православной культуры. Докладчицей подробно рассмотрены условия формирования коммуникативных умений на различных этапах урока – пропедевтическом, основном, рефлексивно-оценочном. Проанализированы базовые навыки общения, предложены различные формы работы с детьми, направленные на реализацию эффективной коммуникации учащихся.

Аспирант третьего года обучения Екатерина Александровна Ивлянова представила развернутый анализ популярной программы семейного образования «Классические беседы». Рассматривая особенности программы в свете современной дидактики, автор сделала выводы о несоответствии применяемых учебных пособий и отдельных методов организации обучения ее требованиям. Доклад вызвал оживленную дискуссию.

Доклад аспиранта Владимира Сергеевича Малышева «Конструктивизм и средовой подход: от методологии к методике построения образовательной среды в подготовке кадров высшей квалификации» был посвящен вопросам выбора методологии в процессе исследования специфики образовательного процесса в аспирантуре. Особый акцент был сделан на механизмах и технологии средового подхода, а также на характеристике основных педагогических идей конструктивизма, актуальных для поствузовского образования.

Богдана Геннадьевна Оразова, обучающаяся в аспирантуре первый год, выступила с докладом «Генезис и специфика идей и понятий, связанных с инновационными процессами в образовании», в котором достаточно подробно рассмотрела происхождение дефиниций «новации», «инновации» и «ретроинновации» применительно к педагогике и образованию. Слушатели задали докладчице ряд уточняющих вопросов.

Аспирант второго года обучения Марина Юрьевна Бородина в своем выступлении подняла проблему овладения будущими педагогами иноязычными коммуникативными компетенциями в связи с новыми запросами быстро развивающегося современного общества.

В завершение работы руководитель секции Антонина Владимировна Агеева поблагодарила гостей, докладчиков и слушателей за активную дискуссию.