1 /
Зачем проповеднику шахматная доска? Доклад итальянского исследователя из Бергамо на медиевистическом семинаре
PDF версия В субботу, 12 октября 2019 года, состоялось первое в этом учебном году заседание регулярного Медиевистического семинара при кафедре романской филологии. С докладом "В «сумрачном лесу» свидетелей. Книга «Libellus de ludo schacorum» Иакова из Чессоле и ее широкое распространение в средневековой Европе" выступил сотрудник Научно-исследовательского института Государственного архива г. Бергамо Дарио Персонени.

В своем докладе итальянский исследователь представил результаты изучения рукописной традиции одного из наиболее читаемых и известных в позднем европейском Средневековье произведений — Libellus de moribus hominum et de officiis nobilium ac popularium super ludo schacorum (Об обычаях людей простых и знатных и об игре в шахматы), зачастую просто именуемое Libellus de ludo schacorum (Книга о шахматной игре), написанное в конце XIII - начале XIV века доминиканским монахом Иаковом из Чессоле (именуемым также Якобус Цессолес).

Текст доминиканского монаха нельзя отнести просто к учебникам по игре в шахматы, это нравственно-дидактическое произведение. Посредством аллегории с фигурами, которые передвигаются по шахматной доске, Иаков подробно описывает основные черты, которыми должен обладать каждый член современного ему общества (и, в частности, civitas — города), чтобы оно могло гармонично функционировать. Из созданной им картины выпадает только одна категория – клирики, вероятно, потому, что ни одна шахматная фигура не подходила для их адекватного представления.
Среди первых произведений середины и конца XIII столетия, трактовавших шахматную доску как символическую плоскость для отображения идеальной модели общества со всеми его условностями и иерархией, следует назвать Communiloquium sive summa collationum («Общая беседа») францисканца Иоанна Уэльского или Dit d’Engreban d’Arras («Игра в шахматы» Энгребана из Арраса).

На семинаре присутствовали преподаватели кафедры Л. В. Евдокимова, М. Ю. Десятова, К. А. Александрова), коллеги из ИВИ РАН, ВШЭ и Литинститута (С. И. Лучицкая, Н. М. Долгорукова, М. А. Козлова), итальянист-медиевист А. Е. Звонарева, студенты филологического и богословского факультетов ПСТГУ и ВШЭ. В дискуссии после доклада приняли участие С. И. Лучицкая, А. Е. Звонарёва, Л. В. Евдокимова и студент богословского факультета Г. Мороз.