1 /
Завершила работу секция по религиозному образованию

20 января 2021 года в рамках XXXI Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялось заседание секции «Религиозное образование в России и за рубежом».

Мероприятие было проведено в рамках работы по гранту Фонда развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы». Организатором и руководителем секции выступила заведующая кафедрой педагогики историко-филологического факультета, доктор педагогических наук Светлана Юрьевна Дивногорцева. Всего в рамках секции приняли участие 90 человек, было заслушано 20 докладов ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Ижевска, Иркутска, Симферополя, а также Греции.

Тематика докладов касалась прежде всего исторических аспектов и проблем религиозного образования: творчества В. В. Зеньковского (к. ист. наук Л. Н. Беленчук, к. ист. н. Е. А. Прокофьева), идей русских миссионеров XIX в. о духовном воспитании юношества (канд. культурологии Н. В. Карташева), педагогического наследия священномученика Амвросия (Гудко) (свящ. Максим Санников), миссии Таврической духовной семинарии в поликультурном образовательном пространстве Таврической губернии (Е. В. Костылева), обзору развития теологическое образования и науки в России в период с 1993 по 2015 гг. (д. пед. н. Т. В. Склярова).

Вторая часть работы секции была посвящена вопросам методики религиозного образования: ее становлению как науки и учебной дисциплины (д. пед. н. С. Ю. Дивногорцева), новым методическим подходам в преподавании религии в Греции (к. филол. н. Т. С. Борисова), преподаванию знаний о религии в системе образования с участием религиозных организаций в контексте государственно-конфессиональной политики в Российской Федерации (д.пед.н. И. В. Метлик), методологическим ошибкам упрощенно-буквалистического толкования Священного Писания при его изучении (канд. богословия протоиерей Олег Мумриков), комплексному подходу к приходскому просвещению детей средствами УМК «Анести» (к. пед. н. Д. А. Бежевец), преподаванию Церковной истории в школах (к. пед. н. Т. А. Становская), использованию опорно-знаковой системы В. Ф. Шаталова в формировании вероучительных знаний младших школьников (к. пед. н. Л. И. Мумрикова).

В контексте исследования проблем религиозного образования и духовно-нравственного развития личности были подготовлены доклады: «Икона и проблема осмысленного восприятия христианских ценностей в процессе» обучения (канд. культурологии О. В. Губарева), «Методические аспекты психологии воспитания на примере Декалога» (к. псих. н. Е. В. Лиознова).

Ряд докладов участников секции были посвящены рассмотрению религиозного образования в контексте новых социальных условий и отношений: проблемам понимания и коммуникации учащихся при изучении православной культуры в условиях дистанционного преподавания (д. пед. н. О. Л. Янушкявичене, Н. В. Смекалина), организации занятий в воскресной школе в условиях пандемии (к. пед. н. Т. В. Косолапова), изучения православной культуры и православного вероучения в условиях цифровизации образования (кандидат искусствоведения В.О. Гусакова).

В завершающей части секции были заслушаны доклады, касающиеся подготовки педагогов к реализации религиозного образования: «Становление личностной готовности учителя к работе с ценностным содержанием православной культуры в условиях постдипломного образования» (д.пед.н. Т. А. Затямина, игумен Христофор (Казанцев); «Учебная дисциплина «Теория и история социальных практик» в педагогической магистратуре: проблемы и реалии» (С. Е. Залаутдинова); «Проблема выявления специфики компетентностей учителя духовно-нравственного образования» (С. Г. Тимченко).