1 /
Завершилась экскурсионная практика студентов исторического направления

С сентября по май 2020/21 учебного года у студентов 2 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры исторического направления историко-филологического факультета проходила ежегодная совместная практика.

Для будущих бакалавров это была экскурсионная практика, в ходе которой они осваивали тонкости профессии историка–экскурсовода. А у будущих магистров — педагогическая практика, на которой они знакомились с азами педагогической деятельности в высшей школе.

Из второкурсников были сформированы группы. Их задача состояла в том, чтобы выбрать тему и маршрут для экскурсии. Каждую такую группу курировал студент магистратуры. Его задача заключалась в том, чтобы помочь подготовить маршрут, наилучшим образом представить материал и стать первым слушателем, первым критиком и первым помощником. Так, делая общее дело, каждый из ребят решал свои задачи и приобретал свои навыки.

После того как студенты определились с темами, началась подготовка экскурсий. Оказалось, что для того, чтобы экскурсия удалась, необходимо продумать массу вещей:

  • во-первых, определить маршрут, рассчитать его продолжительность, которая складывалась из времени, необходимого для рассказа на каждой выбранной точке маршрута, и времени переходов от одного места остановки до другого;

  • во-вторых, продумать сами места остановок: они должны были отвечать двум требованиям – открывать наиболее красивые виды и быть безопасными и удобными для размещения большой группы;

  • в-третьих, подготовить текст рассказа и демонстрационный материал, который бы дополнял сказанное и увиденное во время экскурсии;

  • в-четвертых, необходимо было научиться излагать материал таким образом, чтобы он лучше всего воспринимался и запоминался участникам экскурсии.

Все это потребовало от ребят достаточно много времени и усилий. Не один выходной день ушел на прогулки по Москве с целью выбора маршрута, не один час ушел на изучение литературы и написание текста экскурсии. На каждом этапе подготовки большую помощь и поддержку ребятам оказывали их кураторы, которые помогали, направляли и организовывали весь процесс.

После того как материал экскурсии был готов, ребята начали учить текст и тренироваться произносить его. Первыми слушателями стали кураторы, а после их одобрения текст был сдан преподавателю в качестве зачета по практике в ходе зимней сессии.  

После утверждения и сдачи текста начались тренировки на местности. Ребята раз за разом проходили по маршруту, тренируясь укладываться по времени, безопасно переводить группу от одного места остановки до другого, оптимально размещать группу на местах остановок так, чтобы всем было видно и слышно, и, конечно, рассказывали об истории и достопримечательностях столицы.  

В марте началась экскурсионная практика. В выходной день каждая группа представляла свою тему и свой маршрут. Нередко случалось так, что в качестве зрителей выступали не только студенты ПСТГУ, но и случайные прохожие, что давало ощущение, что ты участвуешь не в учебной, а в самой настоящей экскурсии. В итоге было проведено 8 экскурсий на самые разные темы – от военных до церковных.

Первую экскурсию провели Николай Иванчук и Марк Петухов. Ребята рассказали о Москве в период Октябрьских событий 1917 года. Маршрут проходил по улице Знаменке и Никитскому бульвару. Говорили о роли сопротивления в этих событиях, его организаторах, о том, как проходили бои и чем они закончились.

Следующую экскурсию провели Валерия Якушина и София Никитина. Мы побывали в Новоспасском монастыре, узнали его историю, узнали, какое значение он имел для династии Романовых. Нам удалось попасть внутрь храмов, пройтись по монастырской стене и увидеть прекраснейший монастырь и панораму Москвы.

После небольшого перерыва, в связи с наступлением первой седмицы Великого поста, мы встретились на Каланчевской площади, где нас ожидали Серафим Гридасов и Алексей Юрченко. Их экскурсия заключалась в представлении архитектуры Площади трех вокзалов. Ребята помогли увидеть, как на едином пространстве собрались совершенно разные по стилю здания, как они удивительным образом слились в единый архитектурный ансамбль, где каждое здание доминирует, но в то же время подчеркивает неповторимость и особенность соседних построек. Каждый элемент этого калейдоскопа несет в себе свою историю, свою эпоху, свое архитектурное направление.

Далее мы послушали Марию Тортеву, Татьяну Калин и Алексея Грицышина, которые представили тему «Крутицкое патриаршее подворье: история в лицах». Данный исторический объект является достаточно древним, ведь дата его основания приходится еще на период нашествия татаро-монгол. Через само подворье проходили пути в торговые города, поэтому оно быстро обрело значимость, а позднее сюда перенесли епархию и организовали епископскую резиденцию.

Интересную и неожиданную экскурсию провели Ксения Стефанова и Александра Алейник. Мы узнали историю Голицынской больницы, побывали в основном здании, в церкви, познакомились с директором Музея истории сестер милосердия, которая дополнила рассказ о самом училище и его истории.

24 апреля проводили экскурсию Даниил Терентьев и Элизабэт Римм – «Образ Москвы XVII века в улицах Варварка и Ильинка». Они рассказали об архитектуре XVII века и об образе Москвы, который как бы застыл в этих улицах.

После Пасхи, 15 мая, когда стало совсем тепло, Глеб Жиленко и Анастасия Ляпина провели экскурсию в замечательном парке Коломенское. Мы посетили самые известные и значимые места парка – церковь Вознесения, Главные (передние) и Спасские (задние) ворота, построенные при царе Алексее Михайловиче, валун «Девичий камень». Экскурсия получилась достаточно долгой, но тем самым мы совместили приятное с полезным — прогулку с учебным процессом.

Завершающую экскурсию по теме «ВДНХ — идеология в камне» для нас провели Василиса Дзязина и Анастасия Сметанина. Они рассказали нам про историю выставки, представляющую собой целый выставочный город площадью в 136 гектаров, на которых были размещены сотни всевозможных строений, каскад прудов, парков и опытных участков.

Вот так, в прогулках и разговорах, прошла наша экскурсионная практика на историческом направлении историко-филологического факультета. Можно сказать, что ребята освоили полезные для будущего историка навыки – умение творчески подходить к выбору темы, маршрута и подготовке текста экскурсии, научились преодолевать страх перед аудиторией, тренировали свою память, научились реагировать на внештатные ситуации, такие как плохая погода в виде дождя, сильного ветра и мороза или неожиданный интерес прохожих, которые могли обратиться с расспросами. Ребята со всем справились и достойно прошли испытание.

Текст: Кристина Иванова, студентка 2 курса исторического направления ИФФ