Утреннее заседание конференции открылось вступительным словом декана богословского факультета прот. Павла Хондзинского, в котором отец Павел отметил особое значение наследия блж. Августина и его последующей рецепции для развития диалога Востока и Запада. Изучение данной проблематики как носит внеконфессиональную историко-теологическую направленность, так и соотносится с богословской традицией конкретных религиозных сообществ, а также с межконфессиональной полемикой и диалогом.
После вступительного слова отца Павла работу конференции продолжил доклад Алексея Руслановича Фокина (Институт философии РАН, ОЦАД) «Марий Викторин и св. Августин: учитель и ученик? К вопросу о зависимости мысли Августина от Викторина». После краткого историко-биографического экскурса докладчик указал возможные точки соприкосновения или прямого влияния сочинений Мария Викторина на мысль Блаженного Августина. В частности, докладчиком были рассмотрены доктрина Божественной простоты, психологические тринитарные модели, принцип апроприации личных свойств, учение о «двойном исхождении» Святого Духа и Его роль как «связи» в Троице, а также самопознание души как путь богопознания, первичность веры в отношении разума, учение о Божественной благодати и предопределении, доктрина о «двух Церквях» и некоторые другие.
В докладе диак. Сергия Кожухова (Московская духовная академия) «Термины “лицо” и “сущность” в христологии блж. Августина Иппонского» рассматривалась терминология «общих» и «частных» понятий — «сущность», «природа», «лицо» — в христологии блж. Августина Иппонского. В ходе работы докладчик пришел к выводу о том, что блж. Августин следует так называемой традиционной парадигме, которая была использована его предшественниками свв. Иларием Пиктавийским и Амросием Медиоланским, к богословию которых блж. Августин часто обращается, решая разные богословские вопросы. В этом смысле не стала исключением и тема воплощения божественного Слова. В христологии блж. Августин использовал те же терминологические категории «общего» и «частного», как и в триадологии. В докладе были представлены несколько примеров такого использования.
Доклад Георгия Евгеньевича Захарова (ПСТГУ) «Статус апостольских престолов в экклезиологической мысли блж. Августина» был посвящен представлениям блж. Августина об иерархическом устройстве Церкви, в рамках которых важное место занимает концепт sedes apostolica. Этот концепт используется как для обозначения отдельных кафедр, имеющих исторически апостольское происхождение (в том числе и Римской), так и для указания на апостольское основание епископата в целом. Концепт sedes apostolica позволяет связать в экклезиологии Августина церковное согласие с церковным преемством и подчеркнуть тем самым универсальное единство Церкви.
Сообщение Дмитрия Владимировича Смирнова (ЦНЦ «Православная Энциклопедия») было посвящено «Образу Антихриста в толковании блж. Августина на 9-й псалом: экзегетический контекст, источники и рецепция». В толковании на 9-й псалом, входящем в корпус ранних комментариев блж. Августина на Пс. 1–32 (ок. 395 г.), встречается не засвидетельствованное у предшествующих христианских экзегетов объяснение стиха 21 («Поставь, Господь, законодателя над ними»; по Септуагинте, расходящейся в этом стихе с еврейским оригиналом) и ряда последующих стихов как относящихся к Антихристу. Рассматривая в целом весь 9-й псалом как пророчество о судьбах христианской Церкви, блж. Августин встраивает в контекст этого толкования размышления о последнем эсхатологическом противостоянии между Церковью и ее врагами, в качестве вождя и олицетворения которых выступает Антихрист. Вероятно, такое прочтение псалма сложилось у блж. Августина под влиянием сочинений сщмч. Викторина Петавского, а именно, его толкований на Апокалипсис (комментарий сохранился) и на книгу пророка Исаии (текст не сохранился). Толкование блж. Августина выпадает из общего святоотеческого консенсуса (как предавгустиновского, так и поставгустиновского), в силу чего оно не получило широкой известности, хотя у него впоследствии и были сторонники. Анализ предложенной блж. Августином оригинальной экзегезы в сопоставлении с другими засвидетельствованными в патристической традиции интерпретациями позволяет выявить особенности его работы с текстами Священного Писания и имеет важное значение для понимания системы его богословских взглядов в ранний период.
Работу утреннего заседания конференции завершил доклад Михаила Вячеславовича Грацианского (МГУ, ПСТГУ) на тему «Блж. Августин и влияние римской кафедры в Африке при папах Бонифации I (418-422) и Целестине (422-432)».
Первым докладом дневного заседания конференции стало сообщение Натальи Алексеевны Кульковой (ПСТГУ) на тему «Текст Священного Писания на территории Северной Африки и у блж. Августина». Доклад был посвящен важности изучения переводов Саященного Писания на латинский язык. Начиная с сочинений Тертуллиана (ок. 160-230), мы можем говорить об устойчивом тексте Vetus Latina, который использовал Тертуллиан, иногда критикуя его и предлагая свои варианты, иногда давая свои переводы. Похожие или одинаковые цитаты из Писания встречаются у свт. Амвросия Медиоланского и у блж. Августина. Единая переводческая традиция предполагает существование сильной риторической школы и свободное хождение переводных текстов христиан. В связи с этим автор предлагает в качестве такого центра Северную Африку, возможно, Карфаген.
Доклад Поля Маттеи (Университет Лион II) на тему «Фульгенций Руспийский как последователь августиновского богословия благодати» (Un disciple d’Augustin en théologie de la grâce : Fulgence de Ruspe) был посвящен рассмотрению ключевого этапа формирования августинизма как богословского направления и роли Фульгенция в его конституировании (в противовес так называемому «полупелагианству»). Под термином «августинизм» подразумевается доктринальное течение, которое стремилось во всем сохранить верность учению Августина о благодати, но неизбежно возводило в норму и упрощало или систематизировало мысль гиппонийского епископа. При этом сама по себе богословская позиция Августина в силу исторических обстоятельств и полемического контекста, хотя и была (по крайней мере, с определенного времени) зафиксирована в своих основных чертах, до конца оставалась все-таки work in progress.
Сообщение Ирины Сергеевны Редьковой (ПСТГУ) было посвящено «Понятию боли и страдания в трудах Августина и Григория Великого». В святоотеческом наследии большое внимание уделяется физическому и душевному состоянию верующего, в частности, переживанию и проживанию страданию, боли и скорби. В тропологических толкованиях Писания Августин и Григорий Великий рассматривают страдания в самых различных значениях – от болезни кожи до адского огня, разделяют страдания тела (которые включают в себя самый широкий спектр медицинских состояний) и страдания души (dolor animae как полный спектр чувств от скорби до гнева), описывая, в том числе, и собственный опыт. Интерес к этой части святоотеческого наследия всегда присутствовал в трудах богословов раннего средневековья, для которых Августин и Григорий были безусловными авторитетами, а «Моральные толкования на книгу Иова» римского понтифика – наиболее цитируемым текстом патристики. Потрясения и глобальные трансформации на европейском континенте в XII веке вновь обращают богословов эпохи к опыту отцов Церкви в своей рефлексии и осмыслении природы страдания и боли и пути их преодоления.
Михаил Юрьевич Биркин (ПСТГУ) посвятил свое выступление рассмотрению воплощения августиновских идей о христианской любви в вестготской «политической теологии» и развития понятия caritas на латинском Западе в период поздней Античности и раннего Средневековья — «Caritas как социально-политическая категория (от Аврелия Августина до Исидора Севильского)». Caritas – одно из тех ключевых понятий, посредством которых конституировалось христианское сообщество на латинском Западе в Средние века. Благодаря Августину слово caritas, описывающее среди прочего характер общественных взаимосвязей, прочно вошло в социально-политический лексикон, потеснив ряд традиционных римских категорий (например, amicitia). В Толедском королевстве вестготов соответствующие представления Августина в сочетании с идеями Григория Великого легли в основу вестготской «политической теологии», разработанной Исидором Севильским: caritas формировала социально-политическую общность gens Gothorum, объединившей готов и испано-римлян. Из нее исключались еретики и иудеи, в частности потому, что они не могли быть участниками системы общественных отношений, характеризуемых как caritas.
Доклад Аллана Фитцджеральда (США, Villanova University, Augustinian Institute) был посвящен Толкованию блж. Августина на Евангелие от Иоанна — «Сочинение блж. Августина «Толкование на Евангелие от Иоанна»: его создание и рецепция» (Augustine's Homilies on the Gospel of John: its writing and reception). Это сочинение блж. Августина занимает особое место среди его многочисленных трактатов, так как оно сосредоточено на тех темах, которые являются центральными для всех его проповедей. Средоточие особого внимания на Христе, присущее евангелисту Иоанну, также является важной характеристикой жизни и творчества блж. Августина.
Вечернее заседание конференции открылось выступлением Дмитрия Андреевича Цыганкова на тему «Изучение наследия блаженного Августина в русских университетах на рубеже XIX и XX вв.». В выступлении Д. А. Цыганков рассказал о попытке институализации исследований по истории церкви профессорами кафедр всеобщей истории Московского и Санкт-Петербургского университетов в период между 1891 и 1915 гг. Следствием этой инициативы в Москве стало появление новых публичных и университетских курсов : "Падение античного миросозерцания. Культурный кризис в Римской империи", "История папства в Средние века" ( все - М.С. Корелин), «История идей в Средние века» (В. И. Герье), а также ряда новых исследований - магистерской диссертации С. А. Котляревского («Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV веках», 1901) и серии работ В. И. Герье ("Зодчие и подвижники Божьего царства", 1910-1914). В центре исследований Герье этого периода оказалась фигура блаженного Августина. В результате московскими историками фактически была создана либеральная концепция история католической церкви от падения язычества до эпохи французской революции, в которой католическая церковь была показана культурной силой средневековья, пронесшей через века античные идеи образования и политического управления. В Санкт-Петербурге профессор И. М. Гревс в 1913 году создал двухгодичный семинар по изучению текстов блаженного Августина, участниками которого оказались как светские историки, создавшие работы по истории церкви (например, О. А. Добиаш-Рождественская), так и будущий богослов (С. С. Безобразов, в дальнейшем – епископ Кассиан).
В докладе прот. Павла Хондзинского (ПСТГУ) «Блж. Августин и паламизм (возможно ли обожение вне паламитской традиции?)» был поднят вопрос о происхождении и правомочности обожения вне паламитского учения о божественных энергиях. Начиная со второй половины ХХ века в западной патристике появляется ряд работ, исследующих проблему обожения в трудах блж. Августина. В целом можно сказать, что их тезисы дополняют друг друга, выстраивая непротиворечивую картину мысли западного отца Церкви. Однако без ответа в них, по сути, остается вопрос, в свое время послуживший причиной самой проблематизации темы обожения в западной традиции, – вопрос о том, возможно ли в принципе обожение вне рамок учения о божественных энергиях, заключающего в себе, как принято считать сегодня, принципиальное догматическое отличие Востока от Запада.
В совместном докладе Натальи Геннадиевны Головниной (ПСТГУ) и Анастасии Алексеевны Медведевой (ПСТГУ) на тему «Блж. Августин и современная библеистика: пересечения и расхождения» была представлена попытка оценить актуальность сочинения блж. Августина «О согласии евангелистов» в свете проблем современных академических интерпретаций библейских текстов. Стратегия сравнения содержит два аспекта. Первый из них — сопоставление задач, то есть тех сюжетов и фактов текста Священного Писания, которые казались сложными и нуждающимися в комментарии с точки зрения блж. Августина и с точки зрения современных комментаторов Библии. Второй аспект – сравнение методологии и исследовательских подходов к интерпретации библейских сюжетов. Положительным результатом исследования можно назвать выделение нескольких неожиданно современных интерпретационных моделей в экзегезе блж. Августина. Кроме этого, в докладе показано, что даже при различных целях и подходах к библейскому тексту иногда комментаторские выводы бывают содержательно близки.
Дневное заседание конференции открылось презентацией издания 1 тома полного собрания сочинений блж. Августина. Главный редактор 1 тома Наталья Геннадиевна Головнина поделилась своим опытом работы над ним. В первый том творений блж. Августина вошло сочинение «О согласии евангелистов». Этот текст представляет первую полномасштабную попытку дать гармонизацию Евангелий, объяснив несовпадения, встречающиеся у четырех евангелистов. Издание полного собрания сочинений блж. Августина осуществляется в рамках проекта «Блаженный Августин. Полное собрание сочинений на русском и латинском языках», который осуществляется при поддержке Фонда Renovabis.
Конференция проходила в рамках мероприятий по реализации исследовательского проекта «Латинская церковная традиция IV–VII вв. в современном научно-богословском контексте», получившего в 2021 г. поддержку Российского фонда фундаментальных исследований.
Текст подготовил Антон Владимирович Анашкин