1 /
«Совершенный образ влечет к себе и рождает молитву»
PDF версия

Выставка факультета церковных художеств ПСТГУ продолжает привлекать посетителей культурных мероприятий Государственного Кремлевского дворца.

Люди разных профессий, интересов и возрастов с интересом рассматривают иконы, фрески и мозаики, отмечают высокий уровень художественного исполнения. Гостей Кремлевского дворца интересует техника и стили представленных мозаик и икон, процесс обучения будущих иконописцев на факультете, а также, где еще можно увидеть произведения выпускников университета.

Высокие художественные достоинства представленных работ объясняют повышенное внимание к выставке, уверена художник-монументалист Наталья Владимировна Самолыго: «В наше время постмодерна, когда с искусством происходят различные метаморфозы, когда существует даже такое понятие, как «эстетика безобразного», и когда воздействие визуального образа стало доминирующим, икона дает понимание абсолютной красоты и оказывает положительное духовное влияние на человека. Икона освящает пространство, в котором она оказалась, это ее миссионерская функция. Надо стремиться к тому, чтобы иконографический образ оставался высоким произведением искусства, как правило, именно тогда он становится почитаемым, молитвенным образом. На этой выставке представлена копия синайской мозаики. Когда ее только повесили в Троицком храме, мы заметили, что люди сразу к ней потянулись, совершенный образ влечет к себе и рождает молитву».

Наталья Владимировна отметила, насколько важно для иконописца быть богословски грамотным: «В догматических спорах вырабатывался канон, осмыслялась словесная форма Богопочитания, важно чувствовать и понимать, почему христианская империя сотрясалась ради каждого слова, чтобы правильно выразить эти смыслы в образе. Глубокие богословские знания обязательно проявятся в работах иконописца, неслучайно иконопись названа «богословием в красках».

Великие иконописцы, такие как преподобный Андрей Рублев, Даниил Черный, Феофан Грек, в воскресные дни занимались тем, что созерцали святые образы – сидели и созерцали иконы. Поэтому зритель, «всматривающийся на выставке в эти иконы, в каком-то смысле уподобляется этим мастерам. Несомненно, икона приоткрывает тайны и красоту горнего мира», – рассказала Мария Олеговна Глебова, доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств.

«Икона обращается к духу человека», – замечает Юлия Вячеславовна Горяная, старший преподаватель кафедры монументального искусства. «Разные образы материального мира обращены к трем составляющим человека: духу, душе и телу. Если прекрасный балет «Лебединое озеро», на который пришла сегодня публика, – это обращение к чувственной составляющей – душе, то икона говорит с более высоким, что есть в человеке. Выставка не только дает понимание, что такое религиозное искусство, но и может стать проводником к вере».

Впечатлениями от выставки поделились и гости Кремлевского дворца:

«Удивительно, когда узнаешь, что это студенческие работы, – на таком профессиональном уровне они выполнены, если так можно сказать об иконах. Больше всего меня поразила мозаика, очень кропотливая работа, столько терпения нужно, и, наверное, без благословения за такое браться нельзя. Передать с помощью этих маленьких разноцветных квадратиков цельный рисунок, правильно выстроив цвета, да еще сделать это так, что лик Господа как будто всегда смотрит на тебя, подходишь ли ты справа или слева, это очень сложно и заслуживает большого уважения».

«Выставка изумительная. Такие спокойные, величественные образы. В наше время столько всего искусственного: кричащей рекламы, громких звуков, избыточных слов, испытываешь тоску по традиционному, незыблемому. Идешь в Кремлевский дворец на балет, чтобы напитаться высоким искусством, насладиться красотой классического танца, и вот неожиданно тебя встречают духовные образы – иконы. Такие «безмолвные» жанры ведут с нами внутреннее собеседование, заставляют думать, возвращают нам понимание подлинного искусства».

«Первое впечатление – необычайно большой размер этих студенческих работ. И это сразу действует на тебя, заставляет остановиться. Второе -- очень сильные эмоции вызывает то, что на них изображено. Вот, например, икона новомучеников и исповедников Российских. Такая детальная прорисовка всех святых, их лица узнаваемы, можно прочесть и узнать трагическую судьбу каждого. Как раньше говорили, что икона – это Библия для неграмотных, так вот эта икона – это история для незнающих или предпочитающих не знать о страшных преступлениях атеистической власти. Смотришь на такую икону, как в учебник, и с грустью понимаешь, что это было, и было совсем недавно».

«Меня поразила икона воина – это святой Георгий Победоносец. Очень необычная техника, чтобы в художественном изображении применяли и какие-то металлические рельефные вставки, не знала, что такое возможно в иконописи. Но и сам святой Георгий предстал для меня в неожиданном свете, не таким, как я его раньше видела на других иконах: его образ и фигура строгие, канонические, но и мягкие, почти детские одновременно. И все в рисунке продумано до мелочей, даже рыбки в реке плещутся».

«Для меня как преподавателя, конечно, интересно, насколько многообразно художественное обучение в университете, сколько разных творческих направлений там реализуется, судя по этой экспозиции. Меня совершенно поразила церковная вышивка, потому что с ней я никогда не сталкивалась, а тут не просто тонкая ювелирная работа, а полноценное вышитое сюжетное произведение. Если говорить об иконах, то нужно понимать, что эти образы представлены в нетипичном для себя месте, они находятся в чужеродном фойе Кремлевского дворца, а не в церковном пространстве: здесь свое освящение, свой цветовой интерьер, своя стилистика, но они все равно экспонаты воздействуют на зрителя. И не подготовленный к такому созерцанию человек, который обычно проходит мимо церкви, а может быть, и вообще никогда в ней не был, неожиданно для себя оказывается внутри нее. И я допускаю, что, соприкоснувшись с этой красотой на выставке, человек захочет увидеть ее снова и пойдет в храм».