Доцент богословского факультета С. А. Чурсанов выступил с докладом на международной научно-богословской конференции
PDF версия

29.11.2022 в стенах Московской духовной академии прошла III Международная научно-богословская конференция «Православное богословие: традиции и современность». В ее работе принял участие доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ Сергей Анатольевич Чурсанов.

Свой доклад «Соотнесенность Божественных Лиц в сотериологической перспективе православного тро́ичного богословия» С. А. Чурсанов начал с характеристики святоотеческого осмысления собственных имен Трех Божественных Лиц, или Ипостасей — Отец, Сын и Святой Дух — в экзегетическом, метафизическом и сотериологическом планах. Затем он остановился на идее соотнесенности, подразумевающейся Их ипостасными свойствами — нерожденность, рождение и исхождение. Далее докладчик указал на соотносительный характер имен Логос, Христос и Иисус. При этом С. А. Чурсанов привлек внимание слушателей к понятию отношение (σχέσις), выражающемуся в библейском языке словом πρόσωπον (лицо, личность), которое впоследствии стало одним из основных понятий православного тро́ичного богословия и христологии, а значит — и всей богословской понятийно-терминологической системы.

В итоге, как заключил С. А. Чурсанов, в православном догматическом сознании ипостасная соотнесенность приобретает высший онтологический статус и переживается как высшая ценность. Для христианского понимания молитвенного общения с Богом принцип ипостасной соотнесенности означает, что любое обращение к какому бы то ни было Божественному Лицу предполагает обращенность ко всей Троице Лиц в силу тех троичных отношений, в которых это Лицо пребывает. Другими словами, ни Одно Божественное Лицо не корректно воспринимать как обособленного индивида, отделенного от Двух Других Божественных Лиц. Что касается молитвенного обращения ко Христу как ко Второму Божественному Лицу, ставшему человеком, то оно предполагает соотнесенность со всеми христианами, пребывающими в общении с Ним в Его Теле, «которое есть Церковь» (Кол 1. 24). С другой стороны, молитвенное общение со Христом исключает индивидуалистическую обособленность человека и неразрывно связано с переживанием соотнесенности с теми, кого человек знает, в высшем мистическом опыте — со всем человечеством, а через него — и со всем сотворенным миром. Установка на восприятие личности в ее соотнесенности с другими личностями остается в силе и в совершенном межчеловеческом общении, так что обращение к богоо́бразной человеческой личности предполагает обращенность ко всем тем, с кем эта личность находится в отношениях.

Вас могут заинтересовать: