1 /
Доцент ПСТГУ В. С. Макаров выступил с циклом лекций «Шекспир до Шекспира» в Библиотеке иностранной литературы
PDF версия

Доцент кафедры романо-германской филологии ПТСГУ Владимир Сергеевич Макаров с 14 сентября по 21 октября 2023 года прочитал цикл из шести лекций об английском театре дошекспировской эпохи в Центре культур англоязычных стран Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино.

Слушатели курса погрузились в мир небольших театральных компаний, актеров и драматургов, постоянно ищущих новые риторические приемы и сюжетные ходы, чтобы создавать новые и новые адаптации жанровых моделей, в которых соединились античные образцы, средневековый театр и новейшие, в том числе континентальные, театральные практики.

В названии курса «“Шекспир до Шекспира”, или История английского театра второй половины XVI века» есть и парадокс, и некий особый смысл. Лектор утверждает, что мы, ставя Шекспира на пьедестал как недосягаемого гения, обедняем наше понимание его пьес. Чтобы «выстрелил» шекспировский «Гамлет», нужно, чтобы когда-то раньше «сработал» «Гамлет» дошекспировский или “Ur-Hamlet” — не дошедшая до нас пьеса другого автора, возможно, Томаса Кида. К тому времени, когда в театр приходит Шекспир, там уже сложились свои жанры, которым и были посвящены отдельные лекции.

Это комедия и трагедия с их подвариантами (интерес вызвала, например, лекция о «трагедии мести» и «семейной трагедии», повлиявших на «Гамлета» и «Отелло»), это и хроника (пьеса на исторический сюжет), и «биографическая пьеса» — но границы внутри этой системы вполне проницаемы, и допустимы даже такие характеристики в названии, как «печальная трагедия, смешанная с приятным увеселением». Завершила цикл лекция о трагикомедии, в которой «короли на одной сцене с шутами», однако во всех жанрах в целом мы видим постоянное смешение – оно и вызывает у зрителей и слушателей до сих пор живой интерес. Таким образом, предложенный лектором материал будет особо интересен тем, кто интересуется проблемой генезиса и трансформации жанров.

Для каждой из лекций курса был создан небольшой список литературы с особым акцентом на книги, имеющиеся в фондах библиотеки. К последней лекции курса сотрудники Центра подготовили небольшую выставку из представленных в списке книг — общих работ об английском театре XVII века, отдельных театральных компаниях, жанрах пьес и т. д.

В своем цикле лекций В. С. Макаров еще раз убедительно продемонстрировал слушателям, насколько важно вырваться из оков шекспировского культа и обратить внимание и на произведения других, так называемых старших и младших современников Шекспира, с которыми он дружил и соперничал, которых высмеивал и хвалил. Анализ множества идей и подходов в бурном полилоге драматургов лондонской сцены XVI–XVII столетий, в конечном итоге, только углубляет наше понимание творчества Эйвонского Лебедя и эпохи, в которой он жил и творил.

Для тех, кто не успел посетить лекции, но хотел бы посмотреть их видеоверсию, в течение ближайших нескольких дней еще возможно купить абонемент (напишите на адрес Центра: acc@libfl.ru).

Но курс на этом еще не окончен — лектор и организаторы решили представить вниманию слушателей еще одну лекцию 25 ноября. Вход на нее будет свободным, а тему определят голосованием подписчики телеграм-канала В. С. Макарова.

Вас могут заинтересовать :