5 октября 2022 года исполняется 90 лет со дня мученической кончины священомученика Вениамина, епископа Тутаевского (Романовского). Большую часть жизни священомученик Вениамин был преподавателем и руководителем церковных хоров и еще 11 лет, с 1921 года, шел к своей Голгофе, неся крест святительского служения.
Преподаватель и регент (до 1921 года)
Сщмч. Вениамин (в миру Василий Константинович Воскресенский) родился в 1871 году в многодетной семье сельского священника. Василий окончил Ярославскую духовную семинарию и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, а также был выпускником Тифлисского Императорского музыкального училища по классу теории музыки.
В течение многих лет Василий Константинович трудился в области духовного образования: был инспектором и вел русскую литературу и историю в Кутаисской духовной семинарии, после назначений в Тифлисскую, Вятскую и Вологодскую семинарии в 1911 году оказался в родной Ярославской духовной семинарии преподавателем Священного Писания. Во всех этих духовных школах он руководил хорами. Василий с детства пел на клиросе и как регент был уверен, что главное в церковном пении – молитвенность и внимание к тексту. После революции и закрытия семинарии он перешел на работу в общеобразовательную школу.
Начало архиерейского служения и первый арест в 1922 году
В 1919 году собранием духовенства и мирян Ярославской губернии В. К. Воскресенский был избран членом Епархиального совета, а в 1921 году – кандидатом в викарии Ярославского митрополита. В том же году в возрасте 50 лет Василий был пострижен в мантию с именем Вениамин и рукоположен во епископа Тутаевского.
В 1922 году, после ареста Преосвященного Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского, когда ОГПУ надеялось, что власть в епархии перейдет к обновленцам, ярославское духовенство заявило о подчинении епископу Вениамину (Воскресенскому), но тем же летом владыка Вениамин тоже был арестован и приговорен к 7 годам лишения свободы.
Второй арест (1926 год) и ссылка в Казахстан
После освобождения по амнистии в 1926 году святитель вернулся к служению, но в 1927 году был вновь арестован за «монархическую агитацию». Поводом стал возглас диакона: «Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело» (Пс. 20:2). В вину владыке поставили и его проповеди, в которых он рассказывал о великих ученых, остававшихся верующими. Святитель говорил: «Полнота научного просвещения ведет к вере, а к неверию ведет недостаток такового».
Свидетелем второго ареста свт. Вениамина был будущий старец Павел (Груздев). Он вспоминал: «Летом 1927 года по городу Тутаеву конвоиры водили уже пожилого человека с наполовину обритой, как у каторжника, головой, осыпая его ругательствами и побоями. В Тутаеве его хорошо знали».
В июле 1927 года архипастырь был приговорен к 3-летней ссылке в Казахстан. В ссылке владыка поддерживал переписку со своей паствой, которой почитался как подвижник, молитвенник, старец.
Одна из самых острых тем, волновавшая в те годы Церковь – смущение, вызванное Декларацией 1927 года и действиями митрополита Сергия (Страгородского). Отвечая на запросы ярославского духовенства, владыка Вениамин в 1928 году писал: «Каноны говорят: нельзя Предстоятеля Церкви судить без суда Церкви. Если его пока нет, пребудь в терпении и уповании, и чаянии грядущего суда; он будет или через Собор, или, по невозможности его, через консенсус, какой состоялся об обновленцах. Митрополит Агафангел, находясь в преддверии смерти, не решился выступить с судом (отделение означает именно суд) без суда Церкви. Я тоже не решаюсь и боюсь. Я повинуюсь митрополиту Сергию. Это не означает, что я соглашаюсь с Декларацией... Я с ней не соглашаюсь, я против нее, я осуждаю ее. Я не «мирюсь» и не «соглашаюсь» с митрополитом Сергием и считаю его виновным, а просто повинуюсь. Я хочу быть послушным Церкви и ее канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви. Кто поступает лучше – предоставляю решить церковному сознанию».
Упомянутый в этом письме митрополит Ярославский Агафангел, в непосредственном послушании которому (будучи его викарием) находился епископ Вениамин, за 8 месяцев до кончины, в феврале 1928 года, окончательно отредактировал подготовленный архиепископом Серафимом (Самойловичем) текст так называемого Ярославского обращения к митрополиту Сергию, который подписали кроме него и владыки Серафима митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Варлаам (Ряшенцев) и епископ Евгений (Кобранов). В этом обращении говорилось об административном отделении Ярославской епархии от митрополита Сергия при сохранении послушания законному главе Русской Церкви, находящемуся в заключении – митрополиту Петру Крутицкому. Распоряжения его заместителя, митрополита Сергия, которые он давал под давлением гражданской власти и которые смущали совесть верующих, ярославцы исполнять отказывались. В мае того же 1928 года после напряженного диалога митрополит Агафангел выпустил так называемое «разъяснение», смысл которого заключался в подтверждении признания митрополита Сергия законным заместителем митрополита Петра, но при этом на исполнение неоднозначных его распоряжений митрополит Агафангел так и не согласился. Митрополит Сергий сумел представить личное примирение иерархов как восстановление подчинения ему и Синоду, и именно такое представление отразилось в приведенном выше письме епископа Вениамина: «митрополит Агафангел не решился выступить с судом», то есть отделиться.
Неполнота сведений, которыми обладал епископ Вениамин, частично связана с удаленностью казахстанской ссылки, а частично – с сложностью ситуации, сложившейся на тот момент. Однако, не присоединившись в феврале 1928 года к обращению ярославцев, епископ Вениамин, тем не менее, глубоко осмыслил его значение в истории. В одном из писем он написал, что своим обращением ярославские иерархи во главе с митрополитом Агафангелом поддержали достоинство Церкви, Ее репутацию, показали, что митрополит Сергий и Синод – это не вся Русская Церковь, что не вся Церковь готова в такой степени уступить давлению властей.
Сразу по получении известия о кончине митрополита Агафангела в 1928 году на Ярославскую кафедру митрополитом Сергием был назначен архиепископ Павел (Борисовский). Член собранного митрополитом Сергием Синода и автор еще более радикального варианта декларации, чем «сергиевская», архиепископ Павел был твердо настроен проводить в жизнь соответствующий курс. Показательно, что уже летом 1929 года епископ Вениамин счел своим долгом отправить письмо этому не близкому ему по духу владыке и объяснить, в чем основная беда этих уступок. Едва ли не впервые в этом письме епископ Вениамин обозначил открыто ключевой момент: печально, когда какие-то решения проводятся в Церкви, как в миру – силой и с принуждением, но это можно пережить. Гораздо хуже, когда за этой силой стоит насилие со стороны «современной оберпрокуратуры» – гражданской власти. Сама политика митрополита Сергия становилась, независимо от его нежелания этого, инструментом политики государственной власти, направленной на разрушение Церкви – в том числе и изнутри. Разделение в Церкви, организованное по плану ОГПУ, позволяло удобно выявить и репрессировать церковных ревнителей. После этого на них по требованию тех же властей налагалось и церковное наказание. В результате Церковь как организация в лице её иерархов, оставленных до времени на свободе, политически ангажировалась и, по расчету властей, теряла вследствие этого авторитет среди верующего народа и как бы сама себя, говоря словами партийной программы 1919 года, отправляла в «архив истории». А остаток епископата и духовенства, понесший репутационные потери, в дальнейшем также подлежал ликвидации.
Третий арест (1930 год) и кончина
В 1930 году находящийся в ссылке епископ Вениамин вновь был арестован. Следствие длилось около года. В переписке с духовными чадами владыка поднимал темы, выходящие за рамки личного окормления, но характеризующие жизнь Церкви до и в период гонений. Он говорит о недостаточной активности мирян в защите святынь и отстаивании права на церковную жизнь перед безбожной властью, о вине духовенства в отпадении русского народа от веры. Так, познакомившись в уральской тюрьме с сектантами и раскольниками, он понял недостатки пастырской и миссионерской работы Русской Церкви до революции. В письме к священнику Александру Сорокину в январе 1931 году писал: «Теперь новое время указывает нам и новые пути молитвы. Посещайте чаще своих духовных детей и непременно каждый раз совершайте общую домашнюю молитву с чтением Евангелия. Наши духовные дети очень мало научены Евангелию. В проповедях мы мало излагали Евангелие, а более всего занимались в них моралью. Оттого прихожане мало знают о Христе и Его Доме. Рассказом из Евангелия (в порядке, в системе) объясняй богослужение. Это доступно всем и каждому священнику. Об этом и надо проповедовать».
Судом владыка был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, но власти не успели привести приговор в исполнение, так как священомученик Вениамин скончался в 1932 году в тюремной больнице города Уральска. Прославлен на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.
Материал подготовлен на основании:
1. Статьи сотрудников ПСТГУ о. Сергия Николаева и Михаила Гара: "«В единении вы с митрополитом Сергием или в отделении?»: Переписка священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) и священномученика епископа Романовского Вениамина (Воскресенского). 1928—1929 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. — Вып. 79. – С. 121-144.
2. Статьи Анастасии Коскелло "Священномученик Вениамин (Воскресенский): "Я борюсь с неверием". Опубликована на портале "Православие и мир" 05.10.2012 г
Автор: Михаил Гар.