1 /
Представители ПСТГУ выступили на конференции «Музейные образовательные программы в экспозициях византийского, древнерусского и средневекового искусства»
PDF версия 16 апреля 2018 года протоиерей Александр Салтыков, декан ФЦХ, а также ряд сотрудников факультета, приняли участие в работе V Всероссийской научно-практической конференции «Музейные образовательные программы в экспозициях византийского, древнерусского и средневекового искусства», организованной Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Протоиерей Александр Салтыков выступил с докладом "Икона и благочестие: образовательный аспект".

Протоиерей Николай Чернышев, доцент кафедры иконописи ФЦХ, поделился опытом работы со школьниками на материале древнерусской и византийской иконописи (тема доклада – «Иконописная школа Храма Святителя Николая в Кленниках и пути сотрудничества с художественными музеями»).

Заведующая кафедрой иконописи Екатерина Дмитриевна Шеко представила доклад "Выставка современной иконописи. Принципы формирования экспозиции", рассказав о проблемах, с которыми сталкиваются современные иконописцы в продвижении своих работ. По мнению Е. Д. Шеко, позиция искусствоведческого сообщества заключается в негативной оценке современной иконы - как слабого, поверхностного подражания наследию минувших веков, либо как ремесленного изделия, не выдерживающего критики ни в плане духовного содержания, ни по уровню художественного исполнения.

Сегодня каждая церковная лавка является выставкой икон, созданных как массовый «продукт» новых технологий. В большинстве случаев эти иконы предназначены для рядового обывателя и не являются произведениями искусства.

Тем не менее и сегодня в Православной Церкви продолжают создаваться высокохудожественные иконы, как традиционный вид искусства, и Церковь, как и прежде, восполняет сокровищницу национальной культуры. Эта современная иконопись через одно-два столетия неизбежно станет таким же объектом музейного хранения и коллекционирования, как сегодня стали иконы XVIII-XIX вв.

Современная иконопись не является «актуальным искусством», поскольку она укоренена в Православной Церкви, которая твердо стоит на исторических традициях и канонах. Пока Церковь не изменилась, пока сохраняется догматика и святоотеческое предание, сохраняется и икона - не только как произведение художника, но в большей степени как сакральный объект, подчеркнула автор доклада.