Состоялось заседание круглого стола «Держава Ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: идея единства империи»
PDF версия

30 ноября 2016 г. состоялось заседание круглого стола «Держава Ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: идея единства империи», который проводится в рамках работы по одноименному исследовательскому проекту.

В роли модератора настоящего круглого стола выступил координатор и член проектной группы заместитель декана богословского факультета, канд.филол.н., Анашкин Антон Владимирович, который кратко освятил тот комплекс проблем, которым будут посвящены выступления двух других членов исследовательской группы — Александровой Татьяны Львовны, канд.филол.н., доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ, а также Луховицкого Льва Всеволодовича, канд.филол.н., научного сотрудника отдела истории средних веков Института славяноведения РАН.
  
Т.Л. Александрова представила доклад на тему «Наследование престола в ромейской империи IV-V вв.», снабдив её подробнейшим древом генеалогических связей и престолонаследия западных и восточных императоров Римской империи. Данная схема охватила эпоху, простирающуюся от Диоклетиана и Максимиана Геркулия (286 г.), членов тетрархии, до Маркиана (450-457 гг.) и Олибрия (472 г.), императоров Востока и Запада. На примере этого исследования мы видим, каким образом, в том числе через многочисленные бракосочетания, потомки Константина стремились сохранить в сфере своего владения всё пространство империи ромеев.
 
Л. В. Луховицкий выступил с докладом на тему «Своё и чужое пространство в иконоборческой полемике VIII-IX вв.». В данной работе он опирается, с одной стороны, на деяния иконоборческого собора в Иереи (754 г.) и второго Вселенского собора в Никее (787 г.), а, с другой стороны, на «Хронографию» Феофана Исповедника, жития св. Стефана Нового и свт. Мефодия, патриарха Константинопольского, а также на письма Фёдора Студита и другие тексты. В заключении работы он показывает, что папа Лев III (796-816) видел в явлении иконоборчества некое внешнее влияние, способное подорвать единство империи. У Феофана Исповедника также выражается идея внешнего влияния, однако она принадлежит императору иконоборцу Константину Копрониму, который приписывает св.  Иоанну Дамаскину иудейское влияние. Последнему деяниями иконоборческого собора в Иереи приписывается также мусульманское влияние.

Круглый стол проводился в рамках работы по проекту «Держава Ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: идея единства империи».

Текст: Грюнерт Анна, студентка 4-го курса