Наталья Ваганова
Константин Антонов
Анна Резниченко
А.П.Козырев, К.М.Антонов
А. Бердникова
А.П.Козырев
Татьяна Резвых
Аудитория
1 /
Состоялось заседание подсекции религиозной философии секции «Богословское наследие русского зарубежья»
PDF версия

Доклады, представленные на заседании, раскрывали различные аспекты интеллектуальной жизни русского зарубежья: взаимосвязи философской и богословской мысли, взаимные влияния различных традиций русской и западной религиозной философии и богословия.

Заседание началось показом слайдов и рассказом прот. Алексея Емельянова о создании и жизни Свято-Сергиевского института и сформировавшегося вокруг него круга представителей русской эмиграции. Рассказ вызвал живую реакцию собравшихся.

После этого прозвучал первый доклад. А.П. Козырев (философский факультет МГУ) рассказал о переписке Владимира Ильина с о. Сергием Булгаковым. Доладчик представил духовную судьбу Вл. Ильина в контексте истории русского зарубежья и Свято-Сергиевского института, рассказал об истории изучения наследия и архива этого оригинального, но малоизвестного и практически не исследованного мыслителя, в последнее время привлекающего к себе все большее внимание.

Н.А. Ваганова (ПСТГУ) представила доклад «Софиология смерти о. Сергия Булгакова и концепция смерти Бога Томаса Альтицера», в котором сопоставила концепции русского и американского богослова, как своеобразные ответы на ницшевскую концепцию «смерти Бога», попытки актуализации христианской Благой Вести в эпоху модерна. Автор обратила внимание не только на переклички и различия в концепциях мыслителей, но и на ссылки Альтицера на русскую религиозную мысль, его понимание русской культуры и ее религиозного значения.

К.М. Антонов (ПСТГУ) в докладе «Русская школа естественного права и концепция неопатристического синтеза в православном богословии XX в.: к вопросу об истоках богословского персонализма» предложил присутствующим обратить внимание на те истоки богословского персонализма XX века, которые лежат в мысли второй половины XIX – начала XX века: в реакции представителей русской школы естественного права (прежде всего, П.И. Новгородцева) на проблематику Ф.М. Достоевского, дискуссии русских народников и марксистов. Ее богословская рецепция в работах о. Г. Флоровского и В.Н. Лосского обеспечила, по мнению автора, актуальность и востребованность их мышления.

В докладе Т.Н. Резвых (ПСТГУ) «Фр. Баадер и русская философия Серебряного века: к постановке проблемы» была предпринята попытка расширения круга немецких источников русской религиозной мысли: к традиционно привлекаемым в этом качестве представителям немецкой классической философии автор предложила присоединить менее известного, но весьма интересного их современника. Сложная религиозная метафизика Баадера, включающая в том числе и софиологическую проблематику, находит множественные параллели в философии русских религиозных мыслителей от Вл. Соловьева до прот. С. Булгакова, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина и др.

В докладе аспиранта ПСТГУ А.Х. Эспиносы рассматривалась первая, посвященная Вл. Соловьеву, диссертация, защищенная в Германии Д.Н. Узнадзе: «Владимир Соловьев: его теория познания и метафизика». Автор остановился на истории создания и основных идеях диссертации, предложенном Узнадзе методе исследования и интерпретации идей русского философа. Тема пересечений и взаимодействий русской и европейской мысли была продолжена в докладе А.И. Резниченко (РГГУ): «Сказ про то, как Мартин у Павла Александровича Алетейю украл (к проблеме рецепции русской философской традиции на Западе)». Автор представила архивный материал, свидетельствующий об опосредованном знакомстве М. Хайдеггера с идеями о. Павла Флоренского, и, в частности, о том, что немецкий философ, по всей видимости, учитывал размышления русского в своем понимании истины как «не-сокрытости».

В работе секции принимали участие А.П. Соловьев (Уфа), А. Бердникова (МГУ), Ирина Зайцева ((РГГУ), студенты, аспиранты и преподаватели ПСТГУ.