1 /
Участники Научного студенческого общества обсудили современные экранизации Шекспира
PDF версия

19 апреля 2019 года на филологическом факультете состоялось очередное заседание Научного студенческого общества. С докладом выступили студентки 4 курса кафедры германской филологии ПСТГУ Анна Крашенинникова и София Фролова. На примере двух фильмов ими была рассмотрена актуальность пьесы Шекспира "Ромео и Джульетта" в контексте разных эпох и стран.

На заседании присутствовали студенты германского отделения, магистрантка кафедры германской филологии, один из руководителей НСО — В. С. Макаров, а также гость — Николай Владимирович Захаров, имеющий степень PhD и являющийся ученым секретарем Шекспировской комиссии РАН и директором Шекспировского центра МосГУ.

Докладчицы сравнили, как были экранизированы те или иные значимые сцены: например, первая встреча Ромео и Джульетты, сцена разговора у балкона, сцена смерти героев. Различаются обстоятельства встречи героев: ни в первой, ни во второй инсценировке Ромео не носит костюм паломника на балу-маскараде. Из-за этого их разговор с Джульеттой, содержащий отсылки к наряду Ромео, воспринимается иначе.

Студентки рассмотрели соотношение деталей костюмов, речи, поступков героев, а также сюжетные расхождения между инсценировками. По-разному экранизирован момент смерти героев; в фильме Лурмана бездыханная Джульетта лежит в церкви, а не в подземелье, и Ромео не выпивает яд, а застреливается из пистолета, тогда как у Дзеффирелли никаких отхождений от текста пьесы нет. Таким образом, сцена становится очень провокационной. Помимо этого, австралийский режиссер привносит в происходящее еще одно изменение: Джульетта просыпается еще до того, как Ромео окончательно погибает, но уже слишком поздно для того, чтобы его спасти. Юноша умирает на руках возлюбленной.

Фрагменты фильмов с самыми значимыми сценами были сопоставлены с текстом пьесы и проанализированы в плане режиссерской оптики и оригинальных находок. Например, выяснилось, что в эпизоде со смертью Меркуцио постановка Дзеффирелли следует законам поэтики пьесы: Дзеффирелли совмещает комическое с трагическим, так что до последнего момента не верится, что Меркуцио умрет. Лурман же изначально наполняет эту сцену трагичностью и патетикой, отступая от оригинала.

В конце семинара получилась живая и непринужденная дискуссия между студентами и приглашенным участником, Николаем Владимировичем Захаровым. Дискутирующие обсуждали, в том числе, как сменилась парадигма восприятия пьесы в современности, и уместность помещения шекспировских реалий в современный контекст.