Мероприятие началось с панихиды в храме свт. Тихона и Отцов Собора 1917 г., которую совершили протоиерей Павел Хондзинский и протоиерей Константин Польсков.
Круглый стол задумывал сам отец Георгий в рамках проекта Центра по изучению русской духовной культуры XIX - первой трети XX века, и присутствовавшие собрались не только выступить с докладами, но и почтить память коллеги и учителя.
Во вступительном слове заведующий кафедрой философии и религиоведения Константин Михайлович Антонов огласил регламент круглого стола и передал приветствия и пожелания плодотворной работы участникам от О. Л. Фетисенко (ИРЛИ РАН) и И. А. Берговской (Калужский университет).
Модератором круглого стола стала Ольга Алимовна Богданова (ИМЛИ РАН). Ольга Алимовна задала наиболее интересные векторы обсуждаемой темы, отметив, что и Достоевский, и Леонтьев интересны современному исследователю как литераторы и мыслители; указала на объединенный интерес к обеим персоналиям со стороны богословов, философов и филологов.
Достоевский, по мысли Ольги Алимовны, – фигура переходного для России (и мира) периода, замечательным образом отражающая свою эпоху и вдохновляющая многих авторов и мыслителей — как современников, так и потомков; так, нельзя отрицать влияние Достоевского на Серебряный век русской философии (причем для представителей русской мысли было нередким обращение и к Леонтьеву, например, Бердяев в своих работах обращается к осмыслению и Достоевского, и Леонтьева).
Ольга Алимовна также очертила различные ракурсы прижизненной полемики между Леонтьевым и Достоевским, в том числе, полемики в печати, и выделила культурософский (историософский) аспект этой дискуссии.
Доклад Анастасии Георгиевны Гачевой (ИМЛИ РАН; Музей-библиотека Н. Ф. Федорова) также затронул полемику между Достоевским и Леонтьевым; в то же время Анастасия Георгиевна указала и на некоторую общность мысли Федора Михайловича и Константина Николаевича, отметив, что Достоевский сходится не только с Леонтьевым, но и с Толстым, и с Федоровым в критике идеи «русского европейца» и в критике «обезбоженной цивизизации».
Что же касается разногласий, так называемое «розовое христианство» Достоевского, по мысли докладчика, оказывается не понято Леонтьевым, который фактически ставит Достоевского в ряд с критикуемыми последним утопическими социалистами. Данное положение было проиллюстрировано примерами ответов Достоевского Леонтьеву и Градовскому (из дневников и записных книжек, не опубликованных при жизни писателя), в которых Достоевский выступает против историософского пессимизма и говорит о христианской идее как об одушевлении исторического процесса.
Также Анастасия Георгиевна затронула общий контекст Пушкинской речи Достоевского, в частности, взгляд русских философов и их отклики на нее.
Алексей Павлович Козырев (МГУ) отметил, что Достоевский понятен и близок читателям как в России, так и за рубежом, в сравнении с ним Леонтьев гораздо менее доступен для восприятия.
Так, романтизация монашеской жизни, которую мы видим у Леонтьева, оказывается непонятой и непрочувствованной, например, с точки зрения современного студента, которому зачастую не близка данная тема. В то же время, универсализм Достоевского, близость его идей и переживаний кругу «вечных вопросов», «проклятых вопросов» – вызывает живейший отклик у современного читателя.
Алексей Павлович в ходе своего выступления вспомнил о своем сотрудничестве с отцом Георгием, поделился теплыми воспоминаниями и историями из жизни.
Юрий Владимирович Пущаев (МГУ) сконцентрировал внимание в своем докладе на обращении к наследию Достоевского и Леонтьева, в частности, на издание и осмысление их работ в советские годы, фактически представив обширную реконструкцию интерпретации наследия Достоевского в трудах философов этого времени.
По его мнению, оценка того факта, что Достоевский вследствие своего универсализма оказался и оказывается «удобным» автором для всех, в том числе и для позднесоветских мыслителей, в то время как Леонтьев близок лишь людям церковным, зависит от изначальной установки исследователя, а не является самоочевидной. Упомянул Юрий Владимирович и фигуру Генриха Степановича Батищева – советского философа-шестидесятника, крестного отца Георгия.
Мероприятие продолжил кафедральный вечер памяти отца Георгия. Своими воспоминаниями поделились отец Павел Хондзинский, Н. Ю. Сухова, Г. В. Бежанидзе, К. М. Антонов и многие другие.
Надежда Коренева и Арсений Буслаев рассказали о текущих проектах отца Георгия, которые в настоящее время реализуются силами их участников.
Круглый стол собрал более 40 человек – докладчиков, участников дискуссии и слушателей.
Коллектив кафедры благодарит всех пришедших разделить это событие, выражает признательность всем принявшим участие в мероприятии и благодарит Ларису и Ксению Орехановых за оказанную поддержку.
Аудиозапись круглого стола доступна здесь
Фото: С. Пронин