1 /
Факультет церковных художеств отметил свой юбилей конференцией по богословским основам образования в ПСТГУ
PDF версия

Юбилейную конференцию "Богословские основы образовательной концепции ФЦХ" 15 ноября 2022 года открыл ректор университета протоиерей Владимир Воробьев. Он подчеркнул особое положение факультета в ряду других факультетов Университета, отметив тот факт, что ФЦХ связан непосредственно с Церковью, с ее литургической жизнью, ее благоукрашением. 

Отец Владимир представил гостям, преподавателям и студентам краткую историю развития факультета в контексте истории иконописи Русской Православной Церкви в ХХ веке.

Реставрация древних икон от наслоений времени положила начало возрождению иконописания в России, ставшему возможным после перестройки. Красота иконописи захватила своей духовной глубиной таких одаренных и преданных русской Церкви художников, как монахиня Иулиания (Соколова) и ее ученица Ирина Васильевна Ватагина. Созданные ими еще в годы атеистических гонений иконописные кружки стали не только новыми школами, но и новыми исследовательскими кабинетами, где изучались технологии, художественные приемы и духовные воззрения древних мастеров. Эти кружки положили начало образовательным методикам нашего факультета церковных художеств, празднующего сегодня тридцатилетие своего педагогического служения.

Отец Владимир отметил, что «сейчас особенно требуется богословское осмысление искусства иконописи. Отовсюду слышны гневные возгласы, что художникам- иконописцам не дают творить свободно. На эти возгласы нужен богословский ответ. Поэтому такие конференции очень актуальны и важны». В конце выступления он выразил надежду, что приложенные усилия руководства ПСТГУ для успешного развития факультета привлекут больше «людей с горящим сердцем, которые вкладывали бы душу в свое искусство».

Протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств, сказал слово «О духовном опыте в иконописи». Он определил главную задачу образования на факультете – привить студентам стремление к пониманию своего личного «я» через нравственную и литургическую связь со Христом.

Отец Александр обеспокоен распространением в среде современников «околорелигиозного опыта», основанного на религиозном чувстве, но избегающего религиозных форм. «Околорелигиозный опыт» реализуется в искусстве через утверждение собственной индивидуальности, которая ищет гармонию вне связи со своим личным религиозным опытом, а значит, и вне связи с вечностью».

«Искусство всегда некая связь художника со зрителем. Поэтому оно публично. Искусство предназначено связывать между собой людей в вечности внерациональным путем», – сказал он.

Мария Владимировна Таланкина, старший преподаватель кафедры теологии ПСГУ, представила доклад «Сотериологический подход в библейских исследованиях». Одна из проблем современного богословия в том, что протестантский научный подход занял главенствующее положение в изучении Священного Писания. Исследование подлинности текстов Священного Писания, их авторства и датировок приводит к сомнениям в традиционной интерпретации Священного Писания, «начинаются поиски различий, чисто филологических нюансов. Например, исследователи делают вывод, что текст апостольских посланий написан не одним, а несколькими авторами, в разные эпохи и, таким образом, является компиляцией. Из такого отношения следует противопоставление церковной традиции научным изысканиям, которого не должно быть в вопросах вероучения. Если нравственная связь со Христом перестает быть обязательным требованием, если нет Благодати, то нет и возможности человеку достигать христианского совершенства, нет возможности подняться ко Христу».

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории христианского искусства, иерей Максим Крижевский в своем докладе проанализировал место богословия в образовательной программе ФЦХ ПСТГУ: «Мы составляем программы, реализуем их и время от времени удивляемся, почему не видно плодов работы в них богословского обоснования? В чем наша ошибка?» Отвечая на свой вопрос, отец Максим сопоставил образовательную программу с процессами языкового мышления, которые структурируют наш язык сложнее, чем мы думаем. Языковое сознание, более глубокая основа нашей речи, нами часто недооценивается. «Мы почти не замечаем, что говорим о языке всегда только как о тексте, о высказывании. О языковом сознании вообще говорят только специалисты. Понимая язык богословия только как нарратив, мы пытаемся что-то менять в гуманитарной сфере, в сфере образования. Однако это возможно только при изменении уровня самого языкового сознания».

Отец Максим предлагает обратить внимание педагогов на картину мира студентов, на форму их языкового сознания, прежде чем менять программу. «Языковая картина мира - это отображение воплощения главных жизненных ценностей в нашей способности высказываться: представление о Боге, о мире, о человеке и так далее. Видимо, нам надо начинать именно с этого уровня». Он считает, что для решения этой сложнейшей задачи «нужно, чтобы мы сами выбрали эти ценности и полюбили их всей жизнью. Но церковным людям не надо изобретать велосипед. Для них уже воплощены все духовные ценности в символической сфере, в литургической жизни Церкви. Остается в эту жизнь погрузиться, полюбить ее, научить этой жизни других. И так появится церковная языковая картина мира, которую со временем мы сможем воплотить и в образовательной программе, и в творчестве».

Заведующая кафедрой иконописи ФЦХ, член Экспертного Совета по архитектуре, искусству и реставрации РПЦ, Екатерина Дмитриевна Шеко рассказала в своем докладе о проблемах обучения современного художника-иконописца. Сегодня в России иконописанию обучают во многих вузах, семинариях, студиях и воскресных школах. Пример Палехской школы, не прерывавшей своих традиций даже в годы советской власти, к сожалению, демонстрирует преимущества только ремесленной стороны дела, что в конечном итоге приводит к схематизации образа. Поэтому сообщество современных художников-творцов решило противопоставить этому ремесленному подходу свое авторское видение иконы как произведения искусства. Используя приемы актуальной живописи и скульптуры, модернизаторы начали вкладывать в церковное искусство новые смыслы, которыми давно уже наполнено светское искусство в западном мире, где превыше всего ценят свободу творчества и индивидуальность художника. Пример такого свободного творчества, постепенно уводящего художника от иконы к схематичной картинке журнального комикса, был продемонстрирован на фестивале «Сербское утешение русскому сердцу» профессором Академии изобразительных искусств и реставрации Сербской Правосланой Церкви Тодором Митровичем. По его мнению, современные сербские художники достигли вершины техники иконописания, после чего они «с полным правом решили начать эксперименты с формой», не задумываясь о содержании образа. Целью этой трансформации стала формальная «узнаваемость» церковных сюжетов для молодежи, привыкшей к журнальной графике в стиле анимэ. К сожалению, и в России появилась подобная тенденция.

Екатерина Дмитриевна обозначила методологическую задачу обучения иконописца в ПСТГУ как формирование у студентов устойчивой «картины мира», основанной не на переменчивой моде и прихотях актуального искусства, а на погружении в христоцентричный мир богословия Православной Церкви.

Дмитрий Александрович Трофимов, руководитель творческой мастерской «Царьград», член МОСХ, представил свою авторскую программу обучения рисунку для иконописцев. Его программа носит уникальный характер, совмещая академический опыт обучения в Суриковском институте с приемами обучения иконописному рисунку в традициях Церкви. «Художник- иконописец всегда работает с двухмерным сакральным пространством, в отличие от академического художника, который учится передавать иллюзию трехмерного пространства окружающего мира. Поэтому навыки работы с реалистичной объемной формой и перспективой для иконописцев вторичны», - считает он. Свой метод обучения он предлагает начинать с копирования образцов орнамента, гризайлей, тональных композиций, использовавшихся в исторических храмовых интерьерах, которым онтологически присущ двухмерный подход к построению изображения.

Сергей Александрович Гавриляченко, профессор МГХИ им. Сурикова, секретарь Союза художников России, предложил полемику с Дмитрием Александровичем Трофимовым. В своем докладе «Вклад факультета церковных художеств ПСТГУ в развитие художественного образования» он показал, что уникальность факультета именно в том, что при традиционном иконописном подходе к обучению в ПСТГУ преподаватели сумели с самого начала сохранить принципы академической школы. «В искусстве, несмотря на многие градации, по существу сложились только две педагогические системы – обучение у мастера и обучение академическое, общим началам. Особенность факультета церковных художеств ПСТГУ заключается в том, что, при всем разнообразии преподавателей и мастерских, с самого начала был взят принцип академического научения и выработалась симбиотическая система: профессиональное обучение искусству высокой иконописи совместилось с системой академического художественного образования, сосредоточенного на проблемах пропорционирования, колористики, структурирования формы, организации пространства, очень многое взяв из великих церковных традиций. Этот принцип сразу переводит образование ПСТГУ именно на университетский уровень», - сказал он. «Иконописные мастера бОльшие реалисты, чем стихийные позитивистские реалисты, которые каждый раз все постигают с натуры».

Наталья Владимировна Самолыго, методист кафедры монументального искусства, показала в своем докладе примеры западного церковного искусства, «которые вызывают смущение даже у западных искусствоведов». Она обратила внимание на то, что эта тенденция переходит и к нам при поддержке наших искусствоведов, которые «сожалеют о том, что церковное искусство у нас только лишь копирование образцов, а пора создавать что-то новое, современное. Это не только следование по западному пути модерна и постмодерна, но общая атмосфера всей искусствоведческой среды. Например, директор Пушкинского музея М. Лошак недавно заявила, что при пожаре она будет спасать Черный квадрат Малевича, а не картину Тициана, так как Черный квадрат – это ключевой переворот в искусстве».

Игорь Юрьевич Самолыго, профессор кафедры монументального искусства, прочитал доклад «Проблема новаторства в современном церковном искусстве» на примере работ студентов кафедры. Курсовые проекты и дипломные работы выпускников наглядно демонстрируют возможности творчества в русле следования богатейшим традициям византийского и древнерусского искусства.

Виктория Витальевна Самсонова, старший преподаватель кафедры монументального искусства, представила доклад «Педагогические концепции преподавания живописи церковным художникам», в котором рассказала о том, как занятия живописью помогают развивать глаз и руку иконописца. «Когда над художником тяготеет ответственность перед святостью образа, очень важно не сковываться этим. Страх преодолевается частым живописным опытом: перед кувшином или крынкой не испытываешь чувств». Она особенно отметила связь живописи с натуры и достижения профессионального результата в иконописании: «Как ум церковного художника должен плавать в Священном Писании, изучая дисциплины богословские, так, наряду с самыми важными богословским опытом и изучением истории Церкви, истории страны, истории мирового искусства, необходимо погружение в ремесло. Разностороннее, многообразное умение, основанное на профессиональной грамоте, на азбуке изобразительного искусства».

В заключение конференции хор студентов практических кафедр ФЦХ (реставраторов, иконописцев, монументалистов и швей) исполнил песнопение «Достойно есть».

Вас могут заинтересовать: