В удмуртской миссии
Историки 2 курса. 2016
Историки-участники миссии в Удмуртию
Конференция в ПСТГУ. 2023
На конференции в ПСТГУ. 2020
Участники экскурсионной практики. 2016
Презентация книги. 2022
Концерт в миссии. Удмуртия
1 /
«Истфак позволил мне осуществить мечту!»
PDF версия

Созонт Сингх в 2018 году окончил бакалавриат по направлению «История», в 2020 году – историческую магистратуру, в 2023 году стал выпускником аспирантуры – и всё это в ПСТГУ! Беседуем с Созонтом, прошедшим все ступени высшего образования в нашем университете, о родном факультете, любимых преподавателях и… о пиратах.

– Созонт, у Вас редкое имя. Известно ли, почему Вас так назвали?

– Я родился в день, когда празднуется этот святой, и поэтому меня так назвали. Мое имя в переводе с греческого означает «спаситель». Имя стало редким в России лишь после прихода советской власти. Если обратиться к дореволюционным материалам, то там оно встречается часто. О его популярности говорит также то, что по сей день многие люди носят фамилию «Созонтов» или «Созонов», которая произошла как раз от имени «Созонт».

– Вы окончили исторический факультет ПСТГУ. С чего началась Ваша любовь к истории и сразу ли Вы остановили свой выбор на ПСТГУ?

– Я с детства увлекался морем и историей. Во мне боролись две мечты: стать моряком и стать историком. Я читал множество книг по истории. Передо мной вставали образы рыцарей, замков, викингов, римлян…. Меня это все так увлекало, что я даже читал по ночам под одеялом с фонариком. Особенно мне нравилось читать про морские приключения, открытия новых земель, дальние плавания и, конечно, про пиратов (в первую очередь привлекали пираты Карибского моря).

В общем, море манило меня и поэтому я поступил в колледж при Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ) на специальность «Эксплуатация флота». Довольно быстро пришло осознание, что меня манило не столько море и флот, сколько морская история. Современные корабли – это, конечно, интересно, но не так интересно, как триремы римлян, покорявшие Средиземноморье, драккары викингов, бороздившие северные моря, парусники, открывавшие новые земли, Федор Ушаков, одерживавший свои победы… Поэтому после окончания колледжа я решил поступить на истфак. Выбор пал на ПСТГУ, поскольку я был наслышан о высоком уровне образования в его стенах.

– Что Вам больше всего понравилось в учебе на историческом факультете?

– Во-первых, мне нравилось, что большинство моих однокурсников были людьми, которые интересовались историей и целенаправленно поступили на истфак – это ценно, поскольку у меня уже был опыт обучения, когда большинству изучаемая специальность была неинтересна. Я очень рад, что учился именно на этом курсе.

Во-вторых, у нас были замечательные преподаватели – профессионалы своего дела, которые с большим вниманием, заботой и любовью несли нам знания. Они всегда были готовы ответить на вопросы, подсказать, посоветовать. Я очень многому у них научился и благодарен им.

В-третьих, это практики: важно, что они у нас были. Во многих учебных заведениях они остаются лишь на бумаге. У нас же была археологическая, архивная, экскурсионная и педагогическая практики. Каждая из них была очень важна для образовательного процесса. Например, археологическая практика важна для каждого историка, чтобы он понял, каким образом находятся вещественные источники, какова специфика работы с ними, а педагогическая позволяет примерить на себя профессию учителя и понять – твое это или нет.

В-четвертых, это поездки. Их можно считать важной особенностью исторического направления в ПСТГУ. Это экскурсионные поездки в разные города, усадьбы, музеи. Эти путешествия позволили мне вырасти не только в профессиональном плане, но и в личностном. Поездки были прекрасным дополнением к основному обучению. Это незабываемое ощущение, когда ты вместе с преподавателями и однокурсниками оказываешься в месте, где происходили важные исторические события, и видишь своими глазами поле битвы, о которой тебе накануне рассказывали на лекции. И, конечно же, миссионерские поездки в Пермский край и Удмуртию.

– Вам легко было учиться в университете или были какие-то заметные трудности?

– Лично у меня сложностей было две. Первая – я живу далеко от университета, в среднем на дорогу уходило два часа в одну сторону. Но нет худа без добра: все время пути я читал. Длинная дорога позволяла успевать подготовиться к семинарам и многое прочесть.

Вторая сложность – это большой объем материала, поскольку мы получали сразу две специальности – историк и теолог. Было крайне сложно успевать прочитать все, что нам задавали. Но само соединение богословия и истории в нашем учебном плане очень важно. Неоднократно встречал медиевистов, например, которые прекрасно разбираются в строительстве замков, особенностях плетения кольчуги, заточке мечей и тому подобном, но при этом очень слабы в догматическом богословии и истории Церкви. В результате хромает их представление о средневековом обществе, о мотивации людей и их мировоззрении. Это же касается истории Нового времени: для полноценного понимания таких процессов, как Реформация, колонизация Америки, Английская революция и многие другие, важно разбираться в христианстве, ведь оно основа европейской цивилизации.

— Вы сказали, что обучение на историческом факультете повлияло на Вас в профессиональном плане. В чем это выразилось?

– Истфак действительно мне дал очень многое, ему я обязан своими достижениями. Например, мой научный руководитель, декан факультета иерей Андрей Постернак, позволил мне с первого курса заниматься историей флота и писать работы в этом направлении. Он всегда поддерживал мои начинания, и его замечания, рекомендации и советы очень помогли мне.

Экскурсионная практика, которой руководила Елена Николаевна Козловцева, научила меня ремеслу проведения экскурсий. По сей день каждый раз, когда я провожу экскурсию, с благодарностью вспоминаю эти занятия. В процессе преподавания я нередко обращаюсь к лекциям по истории международных отношений, которые вела у нас Юлия Евгеньевна Грачёва, а лекции Юлии Игоревны Белоноговой по эпохе императора Николая II так меня увлекли, что диплом, магистерскую и кандидатскую диссертацию я писал именно по этому периоду.

Можно долго перечислять наших замечательных преподавателей и то, как они повлияли на меня, но я хотел бы отметить главное: истфак дал мне весь необходимый инструментарий историка, а также большую поддержку, благодаря которой я смог состояться как специалист. Без этой поддержки я наверняка не решился бы публиковаться за рубежом, а теперь мои статьи регулярно публикуются в британских и американских журналах. В этой связи не могу не упомянуть Алексея Валерьевича Аксенова, чьи занятия по английскому позволили мне осознать, что вообще-то я могу и писать, и говорить по-английски. Истфак реально позволил мне осуществить мечту и дал мне очень многое – образование, свой научный интерес… даже супругу я встретил в стенах нашего университета (она, правда, окончила педагогический факультет).

– Вы сказали, что написали диссертацию по эпохе Николая II, но при этом регулярно делаете доклады о пиратах. Как, учась у нас на кафедре истории России, Вы вышли на научное изучение жизни пиратов?

– У нас в университете, действительно, студенты-историки курсовые и дипломные работы пишут только по истории России. Все мои выпускные работы – диплом, магистерская и кандидатская – были посвящены религиозной жизни на флоте эпохи императора Николая II. Тема про пиратов возникла и идет параллельно.

Заниматься исследованием повседневной жизни пиратов Карибского моря я начал во время обучения в магистратуре. Когда поступил в аспирантуру, смог выйти на малоизученную тему, которую теперь и разрабатываю – религиозная жизнь пиратов.

Все, кто занимается наукой, прекрасно понимают, насколько сложно найти тему, которая еще не исследована в должной мере. Если бы не богословское образование, которое было получено мною в ПСТГУ, я никогда бы не обратил внимания на эту малоизвестную страницу истории пиратов.

– Живущий в массовом сознании образ пиратов кажется трудно совместимым с религиозной жизнью.

– Первоначально пираты меня интересовали духом приключений. Когда изучаешь реальные истории их походов, видишь, что там всё было гораздо интереснее, чем в художественной литературе и кино. Выявить, «откопать» их реальный образ – это то, что меня привлекает в данный момент.

– Можно ли изучать жизнь пиратов Карибского моря, не выезжая из России? На каких источниках Вы строите исследование?

– Да, изучать эту тему можно и из России, так как многие источники опубликованы: в первую очередь это книги «Пираты Америки» А. Эксквемелина – врача, лично участвовавшего в пиратских походах, «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учиненных самыми знаменитыми пиратами», различные воспоминания, путевые заметки, письма, документы. Разумеется, изучение темы требует и работы в иностранных архивах и библиотеках, но в текущей ситуации это затруднительно. 

– Вы сказали, что активно публикуетесь за рубежом. Как зарубежные коллеги относятся к Вашим исследованиям?

– В основном мои публикации в иностранных журналах были посвящены морской истории на рубеже XIX–XX веков – в первую очередь, это статьи о религии на флоте. Они получили немало положительных отзывов, что мне показалось достаточно необычным, поскольку на мои многочисленные статьи на русском языке я редко получал отклики.

– Созонт, чем Вы занимаетесь в настоящее время?

– На данный момент я отец двоих детей, продолжаю заниматься научной деятельностью, пишу разные работы, выступаю на конференциях, преподаю историю на образовательной платформе «Оранжевый лебеденок», занимаюсь популяризацией истории при помощи лекций и экскурсий для школьников.

– Чем Вас привлекает преподавание?

– Преподавание – это постоянная возможность и необходимость учиться. Я люблю узнавать что-то новое, а при подготовке лекций приходится много читать, искать иллюстрации, копаться в каталогах разных музеев и архивов. Если это лекции по всеобщей истории, то приходится много читать на английском. Преподавание является определенным вызовом. Ведь даже если ты, например, уже много лет преподаешь историю Древнего мира, то обязательно археологи откопают что-то новое. За последние 30–40 лет была сделана масса открытий. Ученики обязательно спросят что-то, что заставит преподавателя задуматься и посмотреть на тот или иной аспект иначе.

– Совсем недавно начался учебный год. Что бы Вы пожелали нашим первокурсникам?

– Стараться изучать все предметы, которые им преподают, не делить их на нужные и ненужные – ведь неизвестно, чем они займутся в будущем. А так я, конечно, желаю всем студентам и преподавателям хотя бы иногда высыпаться – это действительно важно!

Беседовала Екатерина Шилова

Материал подготовлен редакцией сайта ПСТГУ

Вас могут заинтересовать :