о.Александр Шмеман 80е гг. Проповедь
о.Виктор Потапов, нач. 1980-х
прот.Виктор Потапов
1 /
К 100-летию со дня рождения протопресвитера Александра Шмемана
PDF версия

13 сентября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения протопресвитера Александра Шмемана (1921–1983), одного из самых значительных богословов и христианских проповедников ХХ века.

В советские годы отец Александр много послужил делу религиозного просвещения своими еженедельными радиопередачами на радио «Свобода», которые он вел с 1953 года почти до своей кончины. Для многих они оказались важнейшим источником знаний о христианской вере, о церковной жизни именно как о жизни. Наследие отца Александра – как пастыря, педагога, богослова, литературоведа – поныне вызывает интерес как научный, так и церковно-практический: его беседы, проповеди, письма, пытливый и глубокий взгляд на внешний мир и внутренний мир человека вновь и вновь открывают для себя новые поколения верующих.

По инициативе издательства ПСТГУ, уже не раз обращавшегося к текстам отца Александра[1], к юбилейной дате приурочена публикация на сайте воспоминаний протоиерея Виктора Потапова – известного представителя Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Отец Александр Шмеман и отец Виктор Потапов принадлежали к разным юрисдикциям (соответственно – Православной Церкви в Америке (ПЦА) и РПЦЗ), которые в 1970–1980-х годах не имели евхаристического общения и весьма негативно относились друг к другу. Однако этот конфликт не мешал священникам из ПЦА и РПЦЗ сохранять уважительные, искренние отношения. Интересно, что помимо общности пастырского служения они были коллегами и в деле радиопроповеди – более тридцати лет отец Александр выступал с транслируемыми на Советский Союз беседами на радио «Свобода», а отец Виктор с 1976-го по 1983 год вел передачу «Религия в нашей жизни» на радио «Голос Америки», не раз предлагая своим слушателям тексты отца Александра.

 

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР ШМЕМАН: КАКИМ ОН МНЕ ЗАПОМНИЛСЯ

Воспоминания протоиерея Виктора Потапова

Протопресвитер Александр Шмеман был выдающимся священнослужителем, историком, богословом-литургистом, литературоведом, радиопроповедником, общественным деятелем, талантливым оратором и миссионером. Благодаря его трудам Свято-Владимирская духовная академия под Нью-Йорком стала выдающимся научно-богословским и просветительским центром. В 1970 году бывшая американская митрополия получила свою автокефалию и стала Православной Церковью в Америке, самой молодой в семье Поместных Православных Церквей. Это тоже было заслугой отца Александра.

Родившись в независимой Эстонии, он был русским до мозга костей, хотя ему не удалось посетить родину. Для него Россия была мечтой, любовью, устремлением, частью культуры и много чем иным. Он любил русскую культуру и литературу, разбирался в ней. Помнится, как ныне покойный отец Иоанн Мейендорф, профессор Свято-Владимирской Духовной Академии, в беседе со мной сказал, что считает своего коллегу и друга более литературоведом, нежели богословом.

Отец Александр был членом редакции «Вестника русского христианского движения» и духовником Русского христианского студенческого движения. Появление в почтовом ящике свежего выпуска этого ежеквартального толстого эмигрантского журнала и ознакомление с его всегда актуальными передовицами были праздником и становилось богатым источником для следующей моей религиозной программы на радиостанции «Голос Америки».

В мою бытность редактором этой религиозной передачи я несколько раз провел с отцом Александром интервью и озвучил их, как и ряд его сочинений, в своей программе «Религия в нашей жизни». Он дважды упомянул автора этих строк в своих дневниковых записях. Один раз – положительной ремаркой в связи с проповедью, произнесенной мною на похоронах родственницы наших с ним матушек С. М. Лопухиной (урожденной Толстой), в другой – пожурил меня в связи с какими-то вопросами, связанными с церковно-юридической политикой и горячо обсуждавшимися в 1970-х и 1980-х годах в эмигрантских церковных кругах. Некоторые считали отца Александра еретиком и модернистом, другие высказывали мнение, что он церковный реформатор.

Помнится, в конце 1970-х между Русской Зарубежной Церковью (РПЦЗ) и Православной Церковью в Америке (ПЦА), бывшей Американской митрополией, существовали, мягко говоря, не самые лучшие отношения. Многие в РПЦЗ не могли смириться с тем, что ПЦА перешла на новый григорианский календарь и получила от Московской Патриархии автокефалию. Считалось, что календарный вопрос разрушит литургические взаимоотношения между православными церквами и что автокефалия была дарована с подачи ЦК КПСС как сокрушительный удар по русской эмиграции.

В то время вышла книга отца Александра “Великий пост”, которая произвела на меня большое впечатление. На одном из вечерних великопостных богослужений в нашей церкви в Вашингтоне вместо собственной проповеди я прочел главу из этой книги, не назвав автора. После службы молящиеся подходили ко мне и спрашивали, кто автор и где можно купить книгу «Великий пост». Каково же было их удивление, когда я назвал собеседникам имя отца Александра!

Лично я считаю «Великий пост» и «За жизнь мира» лучшими сочинениями Шмемана.

В начале 1980-х годов, когда шли острые споры вокруг личности и творчества А. И. Солженицына, отец Александр выступил на собрании вашингтонского литфонда с незабываемой, горячей речью в защиту Александра Исаевича. Это его выступление было записано и передано на волнах «Голоса Америки».

Отец Александр был обаятельным собеседником и обладал особой харизмой и юмором. Когда он входил в комнату, каждый невольно замечал его присутствие.

К концу жизни он пришел к убеждению, что «… только православие, как истина о Боге, о человеке, о мире, как общее видение космоса, истории, эсхатологии и культуры, можно сегодня противопоставить разложению и умиранию мира, созданного христианством, но от которого он в безумии своем отказался. Но чтобы это противопоставление было действенным, надо, чтобы православие снова стало Божественной простотой, Благой вестью в чистом виде, радостью, миром и правдой в Духе Святом»[2].

Отец Александр заболел неизлечимым раком. Незадолго до его кончины я ему привез Одигитрию Русского Зарубежья – чудотворную Курскую-Коренную икону Богоматери. Обессиленный вследствие химиотерапии, отец Александр все же лично встретил меня у входа в его жилища. После молебна о здравии на прощание мы договорились, что в ближайшем будущем я снова приеду, чтобы теснее пообщаться, поговорить о судьбах Церкви и провести всеобъемлющее интервью для «Голоса Америки». Однако Бог судил иначе, и он вскоре отошел ко Господу. Ему было всего 62 года.

Отпевание отца Александра проходило в переполненном академическом храме Трех Святителей. Среди молящихся были его соратники-преподаватели, воспитанные им священнослужители, студенты и многочисленные почитатели. Много замечательных слов было сказано, но, пожалуй, самыми впечатляющими словами стали его собственные, которые кто-то из присутствующих прочитал с амвона. Накал «светло-печальных» эмоций был ощутим, когда шло чтение его «последней проповеди», которую он произнес незадолго до кончины по случаю американского государственного праздника Дня Благодарения. Всем, конечно, известна эта проповедь, овеянная глубокой верой и упованием на победу Христа над смертью: «Всякий, кто способен благодарить, достоин спасения и вечной радости… Благодарим Тебя, Господи, за всех и за все. Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои и нет слова, достойного воспеть чудеса Твои! Господи, хорошо нам здесь быть».

Таким мне запомнился отец Александр.

Память его в род и род.

13. III. 2021 Вашингтон

Подготовил публикацию Егор Агафонов

Фото 1: Протопресв Александр Шмеман проповедует. Нач. 1980-х гг.

Фото 2: Свящ. Виктор Потапов. Начало 1980-х гг.




[1] Беседы, письма, богословские работы прот. Александра Шмемана, а также воспоминания о нем, изданные ПСТГУ:

  • Шмеман А., прот. На пути к Царству. Беседы о праздниках Православной Церкви / Сост. И.В. Мамаладзе. – М.: ПСТГУ, 2021. – 352 с.

  • Шмеман А., прот. Основы русской культуры. Беседы 1970–1971 / Сост. М. А. Васильева. М.: ПСТГУ; Русский путь. 2021. – 248 с.

  • Шмеман А., прот. Откуда берется вера: и беседа на радио “Свобода” / Сост. Е. Ю. Агафонов. – М.: ПСТГУ, 2019. – 250 с.

  • Шмеман А., прот., Флоровский Г., прот. Письма 1947–1955 годов / Подготовка текста, публ., сост., предисл. и комм. П. Гаврилюка. – М.: ПСТГУ, 2019. – 446 с.

  • Шмеман У. Мой путь с отцом Александром: о жизни, служении и радости / Пер. Е. Ю. Дорман. – М.: ПСТГУ, 2019. – 299 с.  

  • Шмеман А., прот. Литургия и жизнь / Пер. Н. А. Кулькова. – М.: ПСТГУ, 2018.

  • Шмеман А., прот. Основы русской культуры: беседы на Радио «Свобода». 1970–1971 / Сост. Е. Ю. Дорман; предисл. О. А. Седакова; подгот. текста и комм. М. А. Васильева, Е. Ю. Дорман, Ю. С. Терентьев. – М.: ПСТГУ, 2017. – 416 с.

  • Шмеман А., прот. «Я верю». Что это значит? О главном в христианстве: беседы на Радио «Свобода» / Сост. Ю. С. Терентьев. – М.: Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 1155 с. 

  • Шмеман А., прот. Водою и кровью и Духом / Пер. И. З. Дьякова. – М.: ПСТГУ, 2012. – 304 с.

  • Шмеман А., прот. «С новым счастьем!»: беседы на Новый год / Сост. Ю. С. Терентьев. – М.: ПСТГУ, 2009. – 64 с. 

  • Шмеман А., прот. Беседы на Радио «Свобода» / Сост. Ю. С. Терентьев. – В 2 т. – М.: ПСТГУ, 2009. Т. 1. – 620 с.; Т. 2. – 541 с.


[2] Из письма прот. Александра Шмемана к Никите Струве // Струве Н. Православие и Культура. М.: Русский путь, 2000. С. 207.